Спасибо, что конца урокам нет...


Главная    История    Музей    Кадры    Программы    Методика    Кружки    Информатика    Фотогалерея    Новости    Гостевая книга

АРХИВ СТРАНИЦЫ "НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ"   (Декабрь 2020 г) Обновления вверху

Театр на экране компьютера – это тоже здорово! (30.12.20)

    Спектакль санкт-петербургского театра комедии имени Н.П. Акимова "Бешеные деньги" по одноимённой  пьесе Н.А. ОстровскогоЕсли бы не пандемия, мы, конечно же, поехали бы в Москву, чтобы встретить новый год, а потом и отметить день рождения в «писательском» кафе армянской кухни на Поварской улице. Да, собственно, и ресторанчик «Никита» через дорогу давно манит неизведанным уютом. Ну, а кроме всего, мы сходили бы в какой-нибудь театр – еще много таких, где мы не были. Это так здорово: шум зала, завораживающее сценическое действо, антракт – о, антракт! – и театральный буфет! Правда, в прошлый раз коньячок мы принесли с собой, и только бутерброды с отварной осетриной взяли в буфете, отстояв очередь. Но разве это так важно?! Главное – атмосфера, участие, присутствие в этом особом и неповторимом театральном мире.
     Но, как говорится, нет худа без добра. Оказывается, интерактивное телевидение «Винк» подумало о театралах, причем, что особенно приятино, в разделе «бесплатно». Именно там я и посмотрел прекрасно отснятый спектакль ленинградского театра имени Н.П. Акимова по пьесе Н.А. Островского «Бешеные деньги». И это тем более приятно, что драматургия Островского мне по-особому близка. Сюжет спектакля довольно незатейлив.
     У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Приятели Чебоксаровых, желая разыграть Лидию, выдают Василькова за богатого золотопромышленника. Лидия принимает предложение Василькова, но оказывается жестоко обманута…
      Сюжет этой пьесы напоминает «Бесприданницу», только все повороты событий здесь поданы в острокомедийном ключе. Это делает фабулу и проблематику сатиры Островского актуальной для сегодняшнего дня. Россия конца XIX века, когда шалую жизнь легкомысленных дворянчиков, без счета швыряющих деньги на ветер, начали сменять суровый расчет и экономия деловых людей, когда формировались новые образцы деловых и семейных отношений, напоминает Россию 2010-х годов. Мир героев Островского, в котором пороки и добродетели вступают в сложную и взаимосвязанную игру, продолжает сатирическую линию, характерную для репертуарной политики театра, в котором, как утверждают театральные знатоки, всегда важное место занимала социальная критика, представленная такими спектаклями, как «Свадьба Кречинского», «Визит дамы», «Тень» и «Дракон».
     Ну, и пара слов об актерах, занятых в главных ролях. Александр Матвеев – Васильков Савва Геннадьич; Дария Лятецкая – Лидия Юрьевна Чебоксарова.  В ролях первого плана заняты Заслуженный артист России Сергей Русскин – Кучумов Григорий Борисович, очень интересная работа, не могу этого не отметить; Заслуженный артист России Николай Смирнов – Телятев Иван Петрович; Народная артистка России Ирина Мазуркевич – Чебоксарова Надежда Антоновна – здесь не нужно лишних слов, звание народной артистки говорит о мастерстве; Заслуженный артист России Дмитрий Лебедев – Глумов Егор Дмитрич. Вот такой получился сюрприз перед Новым годом. Как говорится, очень рекомендую!  Вл. Лях

Новогодние окна. Сквозь них все видят по-разному

Это было недавно, а как будто давно (26.12.20)
#Новогодние окна

    На своём Ютуб-канале я разместил небольшой, всего лишь двухминутный, ролик, снятый два года назад, - просто так, на память. Этот видеоролик посвящён тому, что теперь уже в прошлом, хотя и в недалёком, и в незабытом. Да это  - то, чему мы посвятили жизнь, наверное, и невозможно забыть. Фрагмент урока математики учителя Лях Аллы Павловны 18 декабря 2018 года, в то время, когда мы оба работали, а я, кроме преподавания физики и информатики, еще и был директором. Действие происходит два года назад, тоже под Новый год, и стоит обратить внимание на доброжелательную атмосферу урока, а также и на то, что в школе чисто, тепло и уютно, окно приоткрыто, чтобы был приток свежего воздуха. Мы любили свою работу и детей, уважали коллег, вместе с которыми, как нам казалось, составляли коллектив единомышленников, именно так, как это видел В.А. Сухомлинский. Однако атмосфера сотворчества, как позже стало понятно, ушла из школы вместе с нами.  В. Лях   Смотреть ролик

 

  Урок математики в 5 классе проводит учитель Лях Алла Павловна. Нижнепоповская школа, 18.12.2018г  В кабинете математики настолько тепло, что можно открыть окно, а за окном - декабрь. Нижнепоповская школа, 18.12.2018г  Урок математики в 5 классе Нижнепоповской школы. Учитель Лях Алла Павловна, 18.12.2018г  Урок математики в 5 классе Нижнепоповской школы. Учитель Лях Алла Павловна, 18.12.2018г  Урок математики в 5 классе Нижнепоповской школы. Учитель Лях Алла Павловна, 18.12.2018г

 Владимир Лях   За 30 лет огонь стал огоньком? (25.12.20)
Диалектика казачьего возрождения

      Тридцать лет назад, 22 сентября 1990 года, в Белой Калитве, после перерыва в семь десятилетий, прошёл казачий Круг, с которого в Белокалитвинском районе начался процесс, названный возрождением казачества. Первым атаманом на этом Круге был избран Станислав Тихонович Донцов, принявший эту «донскую» фамилию специально по такому историческому поводу.
      Не всё сразу сладилось в том виде, как теперь. На сайте районной администрации в разделе «Казачество» говорится по этому поводу так: «В первоначальный период возрождения казачества в Белокалитвинском районе были и хорошие начинания казаков, и негативные явления, допускались серьезные ошибки, связанные с непониманием целей казачества и ролью его в современном обществе. Со времени принятия на себя обязательств по несению государственной и иной службы и вхождению в государственный реестр, отношение к казачеству и его деятельности изменилось».
     Чтобы уразуметь, о каком непонимании, и о каких негативных явлениях идет речь, поговорим немного об истории «возрождения». Отметим сразу, что о возрождении в буквальном смысле речь идти изначально не могла, поскольку общество и государственное устройство с начала ХХ века, когда были отменены сословия, необратимо изменилось, но мы будем использовать этот термин, как устоявшийся.
      В начале 1990-х годов, в русле объявленных в стране «перестройки» и «гласности», в прессе публиковалось множество материалов на различные политические и исторические темы. Я тоже, обуреваемый тогдашними демократическими идеями, писал критические статьи на темы советской истории, по поводу возрождения казачества и т.д. В то время ходили по рукам всевозможные журналы, затёртые до дыр, запретные ранее самиздатовские брошюры, какие-то неряшливого вида газеты. Всё это, а также пространные публикации главного идеолога КПСС и одновременно её подпольного развальщика Яковлева, ангажированного «историка» Волкогонова и других «прорабов перестройки» большинством населения принималось на веру. И я тоже, каюсь, был в числе этих людей, хотя и не все новые идеи разделял.
      Это было что-то вроде помешательства – жажда обновления после долгих лет стабильной устоявшейся жизни. Хотелось товарного изобилия после дефицитов последних лет, когда в продаже не было даже табака, раздражал маразм тогдашней антиалкогольной кампании, ущемлявшей человеческое достоинство, хотелось свободы, хотя вряд ли кто-то до конца понимал конкретный смысл этого понятия. Всё, как известно, познаётся в сравнении, а предметно сравнивать тогда было не с чем. Время во многом изменило отношение к «демократическим ценностям», на которые в разное время безоглядно клюнули, к сожалению, страны, народы и отдельные граждане, но не будем забегать вперёд.
       Говоря кратко, тогдашняя «перестроечная» власть слабела не по дням, а по часам, и это ощущалось буквально в воздухе. По радио и телевидению без конца передавали какие-то заседания, дискуссии, появился ряд острых, будоражащих сознание обывателя телепрограмм, общество всё больше политизировалось, и накал страстей в нём неуклонно нарастал.
       Авторитет партии на местах таял, как весенний снег, и партийные органы, бывшие всегда стержнем советской власти, не знали, за какую соломинку хвататься. Начинающий лысеть инструктор горкома из недавних комсомольцев, сопровождавший приезжих ветеранов войны, посоветовал убрать в нашей школе цитату И.В. Мичурина на каком-то стенде. «Почему?» – недоумевал я. «Ну, вы что. Он же ученик Лысенко!»
      Потом в нашу школу приехали работники райкома партии под руководством третьего секретаря Н.Ф. Григоровой, чего раньше не могло быть в принципе. Визитёры пытались спасти положение, призывали продолжать деятельность первичной организации КПСС. На мой вопрос, а что, собственно, мы можем делать, если всё рушится сверху, нашёлся только вымученный ответ, что можно, например, заниматься озеленением. Короче говоря, это было фиаско.
     Вот в таких условиях инициативная группа по воссозданию казачьего юрта и поехала по хуторам, где компактно проживали потомки представителей бывшего казачьего сословия. В Белой Калитве такие граждане жили, в основном, в старой её части, названной чуть позже станицей.   Читать статью полностью на сайте       Читать статью на портале "Проза.ру"

В память мобилизации, объявленной 18 июля 1914 года Помотало казаков по свету Станица Вёшенская, 1904 год Донской хутор начала XX века 1990 год, г. Белая Калитва. Первый атаман  С.Т. Донцов и В.Я. Беляев. Справа И.А. Свинарёв Парад в г. Новочеркасске В г. Новочеркасске  казаки из Белой Калитвы  вместе с делегатами казачьего съезда. В верхнем ряду есть  представители хутора Нижнепопов Члены первого юртового правления_ внизу Б.И. Быков и С.А. Гуреев. Вверху слева - А.Н. Пичкур Эти люди стояли у истоков возрождения казачества в Белой Калитве

Налетай, торопись- поскорей наградись! Вы только посмотрите на этого "князя" и "маршала". Это "всемирный атаман" Валерий Камшилов собственной персоной Вы только посмотрите на этого "князя" и "генерала армии". Это "всемирный атаман" Валерий Камшилов, будущий атаман Вселенной Генерал, доктор экономических наук, академик, юрист, Георгиевский кавалер, мальтийский рыцарь, лауреат премии им. Г. К. Жукова, князь, член творческого Союза писателей Дона, бывший тюремный надзиратель, уволенный за нарушения,  Николай Козицын Просто герой, под тяжестью "иконостаса" вынужденный позировать сидя. Это вы еще спину не видели! Кочетов Владимир Николаевич, 1935 года рождения, председатель Международного объединения журналистов казачества, вице-президент Академии русского казачества, дворянства и земства, член постоянного Международного координационного Совета казаков России, Украины, Беларуси. Самопровозглашённый «генерал-полковник казачьих войск» в милицейской фуражке, кавалер Георгиевского креста и ордена «Золотая Звезда», учрежденного общественной организацией «Объединение высших офицеров России», очень похожего на Звезду Героя Советского Союза Бюст В.В. Путина в обличье римского императора Нерона, открытый казаками в Санкт-Петербурге Медаль сиятельного князя Витьки, называемого коллегами сиятельным проходимцем Где еще, как не на казачьей медали можно увидеть Николая Угодника с поднятой  шашкой и тут же языческие символы?! Медаль имени себя любимого

Директор на чемоданах. Кому кнут, а кому и пряник. Правда, обглоданный

Школа как дубовый трамплин  (24.12.20)

    Заканчивается високосный 2020-й год, но еще раньше закончился, наконец, тёмный период в долгой истории Нижнепоповской школы, начавшийся немногим более двух лет назад. Он был связан с неожиданным назначением директором школы человека совершенно неподготовленного, невежественного, недобросовестного, да к тому же ещё  и непорядочного – это, если говорить мягко.
    За четыре десятилетия мне довелось знать десятки руководителей, со многими быть в доверительных и приятельских отношениях. Поначалу кто-то из них был старше меня, и я многому у них учился, потом становилось всё больше людей примерно моего возраста, и, наконец, должность директоров стали занимать ровесники моих сыновей и даже более молодые люди.
    Мы нередко общались и по работе, и во время досуговых мероприятий, иногда помогали друг другу. Но никогда, никто из этих людей не был таким безнадёжным невеждой, и никому из них и в голову бы не пришло, в связи со своей работой в школе, по каждому поводу и без повода гордо именовать себя ментом. Как выразился один бывший работник школы, бывают учителя физкультуры, а бывают физруки. Так вот это – физрук.
     Должен сказать, мне было известно изначально, чем вызвано горячее желание этого персонажа занять должность директора. Знал от человека, близко с ним знакомого. А дело в том, что несколько раз   честолюбивому не по возможностям гражданину предпочли других претендентов на должность главы одного сельского поселения, как более солидных, а это была его идея-фикс. Он и решил применить школу в качестве трамплина. Проще говоря, просто использовал и школу, и тех, кто возмечтал «ему помочь», причём в самом утилитарном смысле. Я пытался внушить людям, что только наличие сплоченного коллектива может стать гарантией их прав, но тщетно. Они думали, что мною двигают амбиции. Ну, что делать, «каждый выбирает для себя». Хотя, пока ещё есть в нынешней системе образовательных услуг и те, кому ближе девиз «служить бы рад, прислуживаться тошно».
      Когда-нибудь я скажу об этом более пространно, а сейчас отмечу только, что школа брошена среди учебного года в разорённом состоянии и накануне предстоящей проверки Рособрнадзора. Правда, тут еще подумать надо, что лучше: бывшее присутствие или нынешнее отсутствие.

Осёл на руководстве. Время Преданных Ослов

Осёл на руководстве
Осёл, руливший раньше кроссом,
Назначен вдруг был в школу боссом.
(Лисой за старую услугу
Причислен к избранному кругу:
«Хоть он и глуп, но предан круто,
Зачем же шанс давать кому-то?!»)
Суров ослиный педсовет:
«Забудьте, что ученье – свет!
Уроки – что весной мороз,
Куда полезней в жизни кросс.
Не развивают – бу-бу-бу –
Уроки меткую стрельбу…»
Всех тех, кто, было, возразил,
Осёл в немилость погрузил,
На них обрушил произвол,
Дела ментовские завёл.
 

На всех, кто новшествам не рад,
Копится мелкий компромат:
Тот опоздал и слишком строг,
А тот – не выразил восторг.
И кляуз стопочку Осёл,
Прищурясь хитро, прячет в стол.
Людей штормил за валом вал,
И вот «в эфир» пошёл сигнал.
Чтоб выносить из школы сор,
Медведь явился – прокурор.
В конце концов, решён вопрос:
Осёл по должности возрос.
Был удивлён честной народ:
Осла пустили в Огород?!
Зачем такие чудеса?
Не скажет этого Лиса.
Владимир Лях

 

 

УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ ХУТОРА! Нижнепоповский СДК объявляет набор в коллективы художественной самодеятельности (детский и взрослый) по направлениям: вокал (эстрадный и народный), театрализация, хореография. Так же мы приглашаем к сотрудничеству народных умельцев для совместной деятельности в организации выставок. Ждем всех желающих ежедневно с 11:00 до 16:00. С уважением, администрация Нижнепоповского СДК     

 Ноябрь мы посвятили строительству (12.12.20)
Заслуженный отдых – это возможность хорошо потрудиться

    С того самого времени, как мы оформили свою квартиру в собственность, выплатив за неё довольно приличные деньги, появилось желание привести летнюю кухоньку во дворе в человеческий вид. Мало того, что она была смежной с соседской, отделённой от неё только перегородкой в полкирпича, но был и еще целый ряд недостатков. Односкатная крыша без всякой термоизоляции, наклонный и очень низкий потолок, подшитый фанерой, маленькое окошко и дверь прямо во двор.
     Еще работая в школе, я с помощью сыновей пристроил к летнице еще одну комнатку с такой же односкатной, но чуть более высокой крышей. В этой комнатке мы потом жили после пожара в 2003 году, после того, как потеплело и мы вернулись в свой осиротевший двор от приютивших нас добрых людей. В это время и возникло желание перестроить кухню, чтобы сделать ее похожей на жилье.
    Годы шли, но претворить это желание в жизнь не было никакой возможности. Сыновья оказались в Москве и приезжали лишь ненадолго, а одному человеку перестроить постройку казалось совершенно невозможным. Из кухни всё вынесли, и, в один из приездов, младший сын снял внутренний потолок. В таком виде всё осталось на годы. Работа в школе просто не оставляла времени заниматься серьезной строительной работой. А тут, если снять крышу, то надо было в темпе провести все работы, ибо под летней кухней расположен подвал, который могло бы затопить.
     Когда ушел из школы, строительные планы приобрели реальные очертания. И тут всё удивительно удачно совпало. Мы вернулись с сыновьями и московскими гостями из осенней Анапы, где провели чудесную неделю отдыха, и я предложил Максиму и Паше начать работу, ибо другого случая может и не представиться. Начали. Но, когда старшему подошел срок возвращаться в Москву, мы только сняли крышу и подняли стены.
    Тогда Павел, готовивший курсовые и дипломную работу в институте дистанционно, решил остаться, чтобы крышу довести до финала. Работа оказалась длительнее, чем предполагали, и в последние дни мы работали с утра и до полной темноты, а то и под лампами. И все-таки работу сделали, причем придали кровле нестандартные очертания. Теперь, когда станет тепло, на очередь встанут отделочные работы, но это уже под силу и одному человеку. Как говорится, за шиворот уже не капает.
     Таких кухонь на нашей улице довольно много, и, возможно, кому-либо пригодится наш строительный опыт. А Паша, кроме созидательной  работы, еще и дистанционно защитил две курсовые по программированию в МГТУ имени Баумана. Владимир Лях

 Так летняя кухня выглядела изначально. 1990-е годы Чтобы не тратить время, на крыше пили чай и кофе прямо во время строительного процесса. ноябрь 2020года Современные строительные приемы потребовали приобретения новых инструментов. Павел Лях с новым универсальным заклёпочником Kraft tool. Ноябрь 2020г Материал для настила крыши подготовлен. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне. Ноябрь 2020г

Работы по устройству кровли на летней кухне. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне шли до позднего вечера. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне шли до позднего вечера. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне близятся к завершению. Ноябрь 2020г Работы по устройству кровли на летней кухне близятся к завершению, осталось поставить ветровые доски. Ноябрь 2020г Крыша на летней кухне готова и общий вид постройки теперь разительно изменился. Ноябрь 2020г В летней кухне начались отделочные работы. Видно, на сколько подняся потолок. Ноябрь 2020г

День неизвестного солдата в Нижнепоповской школе. 3.12.2020г

 Работники культуры встретились с восьмиклассниками (11.12.20)

      День неизвестного солдата – памятная дата в России, с 2014 года отмечаемая ежегодно 3 декабря в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами. Всему миру известен мемориал Неизвестного солдата в московском Александровском парке, открытый именно 3 декабря в 1966 году. "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" – эти слова, ставшие девизом памятного дня, высечены на мраморной плите столичного мемориала.
     В хуторе Нижнепопов нет монумента неизвестному солдату, имена павших воинов, которым посвящен здешний мемориал, известны. Но в знак благодарности за наше мирное небо над головой здесь восьмиклассниками местной школы тоже были возложены цветы . Это стало кульминацией урока, проведенного с учащимися работниками Нижнепоповского Дома культуры. Они поговорили с ребятами о необходимости помнить подвиги советских и российских воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны и за ее пределами, а также рассказали о деятельности Межрегионального общественного движения за развитие институтов гражданского общества и самоуправления «Возрождение».

Фенхель из Индии в Белой Калитве (7.12.20)

       Моё знакомство с этим огородным растением произошло при весьма необычных обстоятельствах, причем далеко от родных мест – в индийском штате Гоа.  Мы ужинали недалеко от берега Аравийского моря, в кафе с уютным названием Nisha, что, между прочим, по-русски тоже обозначает – Ниша. Когда ужин подошёл к концу, и мы завершили его местным чаем масала (со специями и молоком) и блинчиками с мёдом, на наш столик официант поставил мисочку с семенами, отдалённо напоминающими укроп. Они были такого же цвета, но немного крупнее и форму имели не чешуйчатую, а бочонкообразную. Среди семян привлекали глаз загадочные разноцветные гранулы.
     Я спросил молодую индианку, нашу спутницу, что это и зачем. Она по-английски ответила, что это fennel, а гранулы – это крашеный сахар. Эту смесь подают в конце трапезы для освежения дыхания, при этом сахар, дескать, служит для улучшения вкуса. Сын, говорящий по-английски, добавил, что феннел – это укроп. Я пожевал предложенные семена, но в них, как мне показалось, был не столько укропный аромат, сколько мятно-анисовый. Запах и вкус аниса мне был давно знаком по анисовому маслу, которым у рыболовов когда-то было принято ароматизировать наживку из теста. К тому же, с маслом она дольше не раскисала в воде.
     – Это не укроп, – возразил я, и тогда Митта – наша спутница – с улыбкой показала мне переводчик Гугл на телефоне. Пришлось согласиться и предположить, что в Индии даже и укроп не такой, как у нас.
     Ближе к отъезду, в магазинчике неподалёку от нашего отеля, я купил набор индийских специй, среди которых были и знакомые семена. Весной я высадил их на небольшой отдельной грядке, чтобы изучить поближе. Все теплое время, до самых морозов, кустистое растение оставалось зелёным, хотя наш укроп за это время дал два поколения. Причём, укроп, сформировав семена, высыхает, а его индийский собрат на одном растении и цветет, и формирует новые побеги, и даёт зрелые семена. Но беспокоила одна проблема – аромат. Он был такой же, как в Индии, но варить ракообразных с таким «укропом» было бы нарушением всяческих традиций.
      После Индии, я, уже в который раз, занялся совершенствованием своего английского, даже сделал несколько видеороликов. И в процессе этих занятий узнал, что да, феннел – это укроп, но не только. В языке Шекспира немало многозначных слов и выражений. Укроп по-английски – дилл, а феннел – это и укроп, но еще и фенхель. Растения внешне похожи, принадлежат к одному семейству зонтичных, но, как гласит поговорка новейшего времени: «Кока-Кола Зеро – вкусно, но не то». Речь идет о напитке, не содержащим сахара.
      Надо заметить, что мой индийский фенхель отличается от наших сортов отсутствием съедобного клубневидного утолщения, обычно называемого луком, и поэтому внешне похож на укроп еще более. Вообще, к роду Фенхель относится три известных вида: овощной, масличный и обыкновенный, который часто называют «аптечным укропом». Ну как тут не путать?!
     Фенхель и укроп – богатые витаминами и эфирными маслами растения. Но, при внешней схожести, они не скрещиваются и обладают различным составом и свойствами. Отличить фенхель от укропа можно по форме и аромату семян, а также по цвету, запаху и вкусу побегов. Оба растения широко применяются в кулинарии, медицине и парфюмерии.
     Фенхель употребляется в пищу целиком: от мясистых луковиц до ароматных семян. В отличие от него, у огородного укропа в пищу собирают только молодые стебли с листьями и сухие семена. Мясистые основания стеблей фенхеля в кулинарии применяются как отдельный продукт. Стебли тушат, жарят и маринуют как остальные овощи. Сушеные листья и семена фенхеля – ароматная приправа для рыбы, мяса, овощей и десертов. В Италии, Греции и других средиземноморских странах можно встретить фенхелевое мороженое и шоколад с семенами фенхеля вместо орехов.  Для пекарей семена фенхеля – это приправа к белому хлебу. Мятно-анисовый запах фенхелевого эфирного масла используется для придания изысканного аромата кофе, чаю и какао. Ароматный индийский чай масала – один из таких примеров.
     Фенхель полезен при изготовлении маринадов и соусов к рыбе и мясу. В Италии и Индии принято консервировать и мариновать мясистые луковицы и листья аптечного укропа, то есть фенхеля – примерно как консервируют успешно культивируемые в наших местах артишоки. Луковицы с анисовым ароматом даже добавляют в домашнее варенье из кислых ягод.
     Кроме кулинарного применения, фенхель имеет давнюю историю медицинских заслуг. Гиппократ применял его как мочегонное, Диоскорид – как глазное средство, а Авиценна – как отхаркивающее. Сухие семена входят в состав слабительных, ветрогонных, грудных, желчегонных и успокоительных сборов. Эфирное масло разводят с водой (1 каплю на 1 л воды) для получения укропной воды (на деле – фенхелевой) при лечении метеоризма у детей. Настой листьев и плодов применяют в качестве успокоительного и спазмолитического средства. Наружно используют настойку семян для лечения угревой сыпи и фурункулеза. Свежие листья и плоды фенхеля применяют, как я уже отмечал, для освежения дыхания. Настоем смеси сухих семян зонтичных растений и мятных листьев полощут полость рта при зубных болях.
     Вот такое интересное и полезное растение появилось на нашем огороде. Я собрал с него семена и будущей весной грядка фенхеля обязательно займёт почётное место среди других, давно привычных растений. Надеюсь, что мой рассказ будет полезен другим огородникам и дачникам. В.Лях

  Цветущий фенхель очень похож на укроп  Фенхель. Нижняя часть растения  Когда в конце ноября выпал снег, он застал фенхель зелёным  Зреют семена фенхеля  При близком рассмотрении семена фенхеля и укропа заметно отличаются

Яблоневый сад при школе – воспоминание о будущем (8.12.20)

     Об этих фотографиях, где запечатлена учитель русского языка и литературы и классный руководитель В.В. Лазарева со своими воспитанниками, говорилось ранее, но сейчас речь пойдёт о другом. Мы поговорим о месте, на котором сделаны снимки. А сделаны они на фоне яблоневого сада перед зданием школы. Почему я об этом говорю? Ну, хотя бы потому, что это - история школы, однако дело не только в этом.
     Когда я уже ушел из школы, в районной газете как-то мельком прочитал о планах нового руководства разбить около школы яблоневый сад. К этому времени меня уже ничего не удивляло, но все-таки мелькнула мысль: ну почему было не поговорить с теми, кто работал ранее?! Почему не понять для себя, чем жила школа, почему не посоветоваться с работниками?!
     Яблони были посажены перед школой еще при моём предшественнике – Афанасии Григорьевиче Казменкове, но со временем деревья старели, и мы на месте некоторых стали сажать абрикосы. Пробовали высаживать вишни и сливы, но от этого пришлось отказаться из-за корневой поросли, осложнявшей прополку сада. Проблема была еще и в том, что на яблонях бывали полчища гусениц, а обработать рослые деревья было сложно, хотя несколько раз я их обрабатывал собственным опрыскивателем. Но дело еще и в том, что яблоки ели дети, и это не могло не беспокомить.
      Много лет у школы был пришкольный участок в балке, прямо напротив школы. Он был, как и школьный двор, обсажен по периметру пирамидальными тополями, называемыми по-местному раинами. Часть этих тополей сохранилась и поныне. Участок был огорожен деревянным частоколом. Каждую весну под руководством учителя химии и биологии Р.Г. Соловьёвой, там сажали картофель, томаты, огурцы, кукурузу, горох, просо, но главной культурой была тыква. Урожай этой культуры сдавали в колхоз, за что получали какие-то деньги, расходовавшиеся на школьные праздники. Попутно замечу, что сдавали в колхоз еще и сибирьковые веники, изготовленные нашими учениками – это тоже приносило скромный, но всё-таки доход. Кстати, покосившийся деревянный сарай за школьным забором в 1960-е годы служил для разведения кроликов, но это было еще до нашего прихода в школу.
     В 1990-е годы, когда население в значительной мере осталось без средств к существованию, пришкольный участок население стало буквально грабить. Пользуясь тем, что сторожей в те годы не было, да они бы и не уследили за балкой, лихие людишки выкапывали картошку, собирали помидоры, ломали кукурузные початки и т.д. Дело дошло до того, что стали растаскивать на дрова забор. В общем, с участком в балке пришлось распрощаться.
     Вот тогда и пришла мысль разбить участок на половине сада. Деревья понемногу корчевали, и земля освобождалась. В это же время отдел образования стал настойчиво пропагандировать школьные дендрарии, то есть коллекции растений. Участь второй половины сада была, таким образом, тоже решена. Правда, дендрарий как-то не особенно прижился, а потом это новшество и вообще, как это у нас бывает, утратило актуальность.
     Стоит заметить, что наш пришкольный учебно-опытный участок, которым заведовали на новом месте двое – учитель биологии В.И. Кучерова и учитель технологии В.И. Писков, занимал призовые места в районном конкурсе. Учитель технологии обеспечивал проведение трудоёмких подготовительных работ: обработку почвы, обрезку и раскорчёвку деревьев и кустарников и т.п., а учитель биологии занималась работами по своему профилю: закладывала опыты, организовывала заготовку семян, поведение посевных и уходных работ, высадку цветов, подкормку птиц.
     Вдоль здания школы был ряд конских каштанов и катальп, которые пришлось удалить, поскольку они стали затемнять окна, и освещенность в классах была ниже нормы. Это приводило к необходимости включать лампы, что вызывало перерасход электроэнергии, за который порой  приходилось писать объяснительные. Да и для зрения школьников такой режим освещения был не очень полезен. Потом я увидел, что на том же месте опять сажают деревья, купленные на деньги родителей. Как говорится, с энтузиазмом наступают на прежние грабли. И причина та же самая – высокомерие по отношению к предшествующему опыту и истории школы. Что делать, невежество почти всегда бывает самоуверенным.
     Со стороны двора вдоль здания были большие кусты дикой смородины, которые мы ежегодно подстригали, чтобы они не затеняли окна. В ходе капитального ремонта смородину строители убрали, больше ее уже не сажали. Потом новое руководство и в этом месте посадило деревья, неизвестно, с какой целью. Скорее всего, без всякой цели и идеи.
     А на фото, с которых мы начали разговор, как раз и изображен яблоневый сад – там часто фотографировались участники школьных торжеств. На одной из фотографий видна беседка. Всего их было две, сварил их ветеран войны Василий Степанович Ганощенко с моей помощью. На скамейках в этих беседках любили сидеть ученики. Но потом, в годы «демократизации», эти уютные скамейки облюбовали любители выпить. Они нещадно мусорили, ломали металлические конструкции, и беседки пришлось убрать, как и несколько скамеек во дворе.
     Напротив торца здания мастерских был так называемый «зелёный класс» – большая беседка, увитая плющом, там был стол и скамейки по обе стороны. Иногда там проходили уроки, в беседке проводили инструктажи учителя физкультуры. И этот «зеленый класс» тоже, в результате деятельности вандалов, а также из-за помех строителям пришлось убрать.
     А вообще, озеленением и благоустройством двора мы занимались постоянно, и делалось в этом направлении очень много. Географическая площадка, спортивная трапеция, спортивные снаряды, капитальное ограждение и т.д. Двор и сад были радиофицированы, и идущих на занятия учеников встречала музыка. На переменах в здании и во дворе тоже работал школьный радиоузел. Вот такова, вкратце, история «яблоневого сада».  В.Лях

Учитель русского языка и литературы В.В. Лазарева с выпускницами на фоне школьного яблоневого сада  С выпускным классом в день Последнего звонка учителя В.В. Лазарева (справа) и И.А. Самоходкина - слева, на фоне школьного яблоневого сада  Август 1977 год. Стоят слева направо: Кравцова Г.В., Ковыга Л.Т., Кнурева Л.Н., Казменкова Е.Т.,Буценко Н.М.,Купянская Е.,Другак Н., Лях А.П. Сидят: Лях В.П., Соловьева Р.Г.  Педагоги Нижнепоповской школы.  Слева направо: В.И. Писков,  Александра Фёдоровна Токарева, В.И. Кучерова, Л.Н. Кнурёва, Р.Г. Соловьёва, В.Н. Мурзина, Н.М. Буценко, А.П. Лях, директор школы В.П. Лях. Май 1990г  Коллектив школы на фоне яблонь школьного сада. 25 мая 1994г

Владимир Лях   Анти-Дюринг по-белокалитвински (03.11.20)

    Фридрих Энгельс, один из создателей марксизма, друг и соратник Карла Маркса28 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Фридриха Энгельса – немецкого философа, историка, военного теоретика, лингвиста, политика, друга и соратника другого известного всему миру философа, социолога, экономиста, писателя, поэта, журналиста, лингвиста и общественного деятеля – Карла Маркса. Энгельс ушел из жизни, прожив неполных 75 лет и, согласно завещанию, урна с прахом этого великого и столь же скромного человека была опущена в море.
     Одна из самых известных работ Фридриха Энгельса называется «Анти-Дюринг». Под этим названием вошло в историю его классическое произведение «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Это полемическая работа, направленная против немецкого мелкобуржуазного идеолога Дюринга.
      В 1977 году в Белой Калитве, в канун 60-летия Октябрьской революции, молодёжной строительной бригадой БКМЗ была установлена стела, посвященная этим гениям человечества, оставившим миру фундаментальный труд «Капитал» и актуальную поныне теорию, известную под именем «Марксизм». Проект этого монумента, установленного в центре города, в начале улицы Энгельса, выполняла областная организация «Росмонументискусство», финансирование и исполнение заказа белокалитвинского горкома КПСС осуществлял Белокалитвинский металлургический завод. Целью проекта значилось благоустройство территории, прилегающей к средней школе №2. Кстати говоря, учащиеся школы приняли тогда самое активное участие в озеленении прилегающей территории, высадив там множество цветов.
      Надо заметить, что в большинстве мировых университетов есть кафедры марксизма, во многих больших и малых городах стоят памятники Марксу и Энгельсу, имя Энгельса носит второй по численности город в Саратовской области, неоднократно признававшийся самым благоустроенным муниципальным образованием Саратовской области..
      Ничто не вечно под луной, и памятники тоже не исключение, но особенной бедой для памяти и памятников всегда были «Иваны, не помнящие родства», особенно из перекрасившихся коммунистов. В наши дни в открытых источниках невозможно найти информацию об истории создания данного монумента, а в городском краеведческом музее нет соответствующей учётной карточки. Но особое беспокойство вызывает удручающее состояние самого памятника – последний капитальный ремонт здесь проводился в 1993-1994 годах.
      Может быть, руководство города, занятое сооружением умопомрачающих торговых центров, затмевающих знаковые объекты города, и возведением других, идеологически «правильных» монументов, не знает о разрушающейся на глазах всего города стеле? Как бы не так.
      Еще 5 декабря 2018 года коммунисты тогда еще активного Белокалитвинского отделения КПРФ провели пикет за капитальный ремонт этой стелы. Под дождем, за 2 часа они собрали более 60 подписей горожан под обращением к главе администрации города С. Л. Сягайло. И что же?
      А ничего. Не единожды блеснувший антисоветскими высказываниями чиновник даже не почесался. Медведи, олени и прочая не слишком пропорционально слепленная железобетонная живность пасется на клумбах в ухоженном состоянии. А стела продолжает разрушаться, нанося ущерб имиджу не только города, но заодно и партии власти, давно страдающей исторической амнезией.
      В этом году, после разгрома местного отделения КПРФ известным депутатом Госдумы Н.В. Коломейцевым, выступить в защиту нашего монументального наследия оказалось уже некому. И это одна из причин того, что на выборах губернатора на второе место в Белокалитвинском районе вышла партия ЛДПР, укрепившая позиции, кстати, не только в Белой Калитве, но и в Ростове. Стоит напомнить, что одним из пунктов в программе местного отделения ЛДПР в Белой Калитве была замена руководства города.  Читать полностью  

Стела в честь Карла Маркса и Фридриха Энгельса в начале улицы Энгельса в Белой Калитве разрушается при попустительстве властей города. 2020г   Стела в честь Карла Маркса и Фридриха Энгельса в начале улицы Энгельса в Белой Калитве разрушается при попустительстве властей города. 2020г

Владимир Лях   Германская, Европейская, Империалистическая
Донская история

    Материал, названный «Великая и забытая», мне попался на глаза на тематической казачьей странице «Майдан» белокалитвинской (Ростовская область) газеты «Перекрёсток». Она принадлежит перу работницы городской библиотеки имени Лермонтова Елены Васильевны Сергеевой (полное имя я узнал в Интернете), которая, к сожалению, не указала источников и не изложила альтернативных точек зрения на описанные события, как принято в объективных материалах на исторические темы. Это соображение и подвигло меня уточнить некоторые обстоятельства, о которых идёт речь в статье. Надо заметить, что «Майдан» вообще довольно размашисто судит об истории, не чураясь порой весьма экзотических суждений, и это в конечном итоге не добавляет ему авторитета.
     Начинается статья с перечисления названий Первой мировой войны, данных ей современниками тех событий. Тут и «Вторая Отечественная» – по аналогии с войной 1812 года, хотя обстоятельства были совершенно другими, «Германская» и даже «Великая».
     Когда в восьмидесятые годы я собирал экспонаты для школьного музея, мне принесли стеклянную фотопластинку с оригиналом фотографии казака Свинарёва – уроженца хутора Попова и надписью «С Европейской войны, 1915 год» – такое название у войны было изначально. Ну, а позже она получила название «Империалистическая», что тоже имело под собой основания, спрятанные за псевдопатриотическими лозунгами.
     Автор формулирует цель публикации так: «В связи с этим я хочу рассказать о неизвестных страницах, о героических днях той далёкой войны и о подвигах героев, на которых можно и нужно воспитывать современных патриотов России».
      Этот посыл, естественно, стоило бы предварить рассказом о целях и задачах этой, якобы, забытой войны, с точки зрения интересов Российской империи, и о том, к чему эта война в итоге привела. А уже потом рассуждать, как и на чём воспитывать патриотов России. Нет высокого смысла в том, чтобы описывать подвиги и самопожертвование российского воинства в отрыве от понимания, во имя каких идеалов это всё происходило. Тем более что нет единого мнения даже и о том, надо ли было вообще ввязываться в эту бойню после проигранной империей Русско-Японской войны, от которой страна не вполне оправилась. На этот вопрос большинство неангажированных историков отвечают отрицательно. Мало того, есть немало свидетельств авторитетных современников той войны, и даже непосредственных участников событий, в пользу такого мнения. Полностью читать здесь 

Казачья свадьба в хуторе Поповском, начало 20 века  Конец 19века. Казаки хутора Поповского станицы Усть-Белокалитвинской  В хуторе Поповском времён Первой мировой войны  Фотопортрет казака с Георгиевской медалью. Хутор Поповский, начало 20 века  1915г. Весточка с "европейской" войны  1915 год "Уведомляю, что я жив, здоров..."

 

Цитаты великих. Альберт Эйнштейн

Недавние новости   Вперёд за новостями

Архив новостей   Новости    Материалы о Великой Отечественной войне

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ  

                        Главная    История   Музей    Кадры     Программы    Методика      Кружки      Информатика  Фотогалерея    Новости    Гостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.