|
ЛЯХ ВЛАДИМИР
ПЕТРОВИЧ, родился 4.01.1954г на родине выдающегося полярного
исследователя Г.Я. Седова, учился в Седовской средней школе,
закончил Таганрогский пединститут, с 1976года работает учителем
физики и математики, с 1979 по 1 сентября 2018г работал директором школы.
Был делегатом Всесоюзного съезда
работников народного образования, Учредительного съезда
Физического общества СССР и Учредительной конференции
Ассоциации учителей физики СССР, председателем городского Совета
по народному образованию, победитель конкурса лучших учителей в
рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Работает над проблемой "Успешное" обучение физике и
информатике на основе дифференцированного подхода". Член Союза
писателей России. С 12.09.2019г в школе не работает.
ИНТЕРЕСЫ: компьютер, Интернет, поэзия, проза, авторская песня, отчасти
кулинария (уха, шашлык и т.п.), живопись, строительный
дизайн и др.
УВЛЕЧЕНИЯ: виноград,
коллекционирование, стихи и проза, рационализация техники и
другое.
Страница-портфолио 1
И швец, и жнец, и
менеджер...
Будни
директора школы
После трех лет работы учителем физики и математики меня, едва ли
не самого молодого на тот момент работника в школе, паче чаяния,
назначили директором школы. Было это в 1979 году. К этому
времени сложился какой-никакой опыт преподавания предмета,
ведения кружковой работы, классного руководства и даже работы в
вечерней школе. Многое хотелось изменить в том, что казалось
незыблемым. Выступил на первом же школьном педсовете на тему межпредметных связей, потом об этом же на районной августовской
конференции и выступал потом регулярно по вопросам организации
учебной работы и практической методики на различных форумах. Мои
ученики были постоянными участниками
районных олимпиад по физике, участвовали во всех выставках
технического творчества в районе и несколько раз в
Ростове-на-Дону на облСЮТ. Регулярно публиковал в районной газете материалы для родителей,
статьи и фотографии. Стал постоянным автором всесоюзного
методического журнала "Физика в школе", что привело в состав
Совета кабинета физики областного Института
усовершенствования учителей по приглашению Людмилы Андреевны Старцевой, заведовавшей тогда этим кабинетом. Пригласили
вернуться в свой институт на кафедру ТСО, специально приезжал
работник кафедры. И вот в это время тяжело заболел директор, и
тогдашний заведующий райОНО Николай Захарович Кочетов, тоже,
кстати, учитель физики, попросил временно исполнять обязанности
директора, но не зря говорят, что нет ничего более постоянного,
чем временное.
Итак, начав свой четвертый учебный
год в новом качестве, я уже был состоявшимся учителем,
вовлеченным в методическую работу и в районе, и в области, и на
уровне всесоюзного журнала, со своими взглядами на
различные аспекты методики преподавания и воспитательной работы.
К тому времени начала складываться методическая
система "успешного обучения", смысл которой заключается в том,
что для ученика должна создаваться ситуация успеха, он должен
иметь много доступных возможностей для самореализации. В
этой методике нет места репрессивным методам, она основана на
сотрудничестве, ученик всё и всегда может пересдать и исправить.
В этой методике невозможно добиться результата давлением,
силовыми методами. Нужно заинтересовывать, создавать стимулы,
постоянно рефлексировать и вносить коррективы, при этом
принципиально важно иметь разнообразный и богатый методический
арсенал.
Понятно, что все эти принципы,
трансформировавшись, перешли на другой уровень, директорский.
Реализовать такой подход командно-административными методами
было невозможно. Творческая атмосфера в школе вообще не
может создаваться по команде. Поэтому часто, где это возможно,
работал по принципу "делай, как я", всячески избегал
авторитарности. Не скрою, это было в то время весьма
нестандартно и давало, время от времени, то одному, то другому
"специалисту" повод утверждать, что "всё-таки Лях В.П.- больше
учитель, чем директор". Но меня никогда не прельщал образ
этакого уверенного в себе командующего, регулировщика, а, тем
паче, доставалы, вхожего в заветные кабинеты. Тогда
еще не обозначилась дилемма: директор школы - это "учитель
учителей" или "менеджер". И хотя на протяжении многих лет
директора школ в шутку называли себя завхозами, а
это в известной мере так и было, тем более, если завхоз по штату
не был предусмотрен, все же методическая работа, учебная были
для меня безусловным приоритетом.
Школа всегда была на хорошем счету,
получали переходящее знамя в социалистическом соревновании, по
ряду показателей обобщался опыт работы. В первую очередь - по
оборудованию учебных кабинетов: в нашей школе было два модульных
класса, позволявших работать индивидуально с каждым учеником,
используя программированные задания, три киноаппарата, множество
другой современной в то время техники. Районный
методкабинет обобщал также опыт ведения педвсеобуча родителей. В
1988 году проходили выборы делегатов на Всесоюзный съезд
работников
народного образования. В итоге моя программа победила, хотя не
раз звучали мнения, что нужно выбрать именно учителя, а не
администратора. В финале, проходившем во Дворце
Культуры в Белой Калитве, мы "соревновались" с учителем
математики из Ильинки А.А. Алексеенко. После съезда, где я
выступил на секции "Сельская школа", на следующий год был
участником Учредительного съезда Физического общества СССР,
проходившем в здании МГУ, а на другой день участвовал в
заседании оргкомитета Ассоциации учителей физики СССР по
приглашению журнала "Физика в школе" в Московском педагогическом
институте. Это было время учителей-новаторов, демократизации
всех сторон образования, обновления и новых подходов. Многое
дало импульс последующим изменениям, что-то впоследствии не
прижилось. Надо сказать, что в эти годы творческая атмосфера,
активное обновление и вообще ожидание улучшений было
характерно и системы образования вообще, и для образовательных
учреждений нашего района, что было во многом связано с личностью
руководителя Отдела образования Н.Н. Кудинова. Он был
первым руководителем системы образования, объединившей районные
и городские школы, при нем началось внедрение
государственно-общественной системы управления образованием.
В 1990 году прошли выборы в городской
Совет по народному образованию. Проходило это мероприятие в
актовом зале тогдашнего райсовета и "повезло" именно мне:
невиданный до сих пор орган, первый прообраз
государственно-общественной системы управления поручили
возглавить именно мне. Заместителем выбрали директора школы №3
В.Н. Корольченко, избрали также состав совета, включив туда
представителей различных организаций: медицины, торговли, сферы
обслуживания и т.д. Активно работала, в частности, в Совете
известный в городе и районе врач Александра Харитоновна
Милованова. Возможно, в верхах этот орган создавался как
дань новой моде, для галочки. Но мы по наивности работали.
Провели заседания по самым на тот момент злободневным темам:
медицинское обследование школьников и организация питания,
приняли какие-то решения, и вскоре прошли медосмотры во всех
школах, сдвинулось и питание детей. Не называя никаких имен,
скажу, что отношение власти к этому было весьма
прохладное. Высказывалось мнение, что общественный совет не
несет никакой материальной ответственности, а поэтому и не
должен принимать решений. В августе 1991года на районной
педагогической конференции, где районная власть никак не
обозначила своего отношения к августовскому путчу, мне пришлось
выступить с призывом все-таки занять понятную педагогам позицию.
Последствием этого явилась долголетняя опала.
И все-таки школа была была всегда среди
первых по оснащению компьютерами, в первой из районных школ в
ней появился Интернет, свой сайт, которой вскоре стал призером
областного конкурса сайтов образовательных
организаций. Учителя Нижнепоповской школы всегда имели все
условия для творческой работы, к их услугам всегда были самые
передовые технические средства обучения. И сейчас каждый
учитель имеет мультимедийный комплекс, может использовать
Интернет, персональные ноутбуки для учащихся и многое другое. В
школе есть полный комплект множительной техники, в том числе
полноцветной. В 2006 году в школе проведен капитальный ремонт, в
2011 году начала работать столовая-раздаточная, обеспечивающая
учащихся горячим питанием, причем более 60% школьников питаются
бесплатно, в 2014г устроены внутренние туалеты, двор огорожен
металлическим забором, улучшена спортивная база, приобретено
новое оборудование для художественной самодеятельности.
Школа полностью обеспечена кадрами. Из 13
педагогических работников 10 имеют высшее образование, 10 -
учителя первой категории. Двое учителей ездят на работу из
города. На протяжении многих лет школа занимает первые места в
районной спартакиаде школьников, ученики школы успешно выступают
на соревнованиях областного и более высоких уровней. В 2014-15
учебном году Дерябин Данил 9 класс в соревнованиях по боксу на
первенство области в январе 2015г занял 1-е место, на турнирах в
г. Донецк – 2 место, г. Азов – 1 место; Буценко Александр, 9
класс, кикбоксинг, г. Ростов на Дону, чемпионат области – 2
место, турнир в г. Новочеркасске - 3 место, в г Б-Калитва - 3
место, участник муниципального тура олимпиады по химии и
биологии, призер олимпиады по биологии, победитель районных
соревнований по шахматам. Фирсов Эдуард, 5 класс, занял первые
места в двух турнирах скалолазанию в своей возрастной категории
на призы Специализированной детско-юношеской спортивной школы
олимпийского резерва № 25 (г. Белая Калитва), награжден
грамотами; Фирсова Татьяна, 7 класс, заняла там же 2-е место;
Фирсова Марина, 3 кл. соревнования по скалолазанию, 1 место в
своей возрастной группе. Дерябина Кристина, 2 класс.
Соревнования по гимнастике - район – 2 место, область – 3 место
Плавание, районные соревнования (Дворец спорта) Кураленко Роман,
2 класс в своей возрастной категории – 1 место; Шкиренко Глеб, 2
класс – 1 место; Чумак Вячеслав, 3 кл, районные
соревнования по плаванию, 3 место.
Музыкальный конкурс (музыкальная школа)
Галоян Роберт, 2 класс (фортепиано) – 1 место; Конкурс сочинений
к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова (район) Туманина
Алина, 9 класс 2 место (20 января 2015г публикация на эту тему в
"Учительской газете"). Туманина Алина участница районного тура
олимпиады по биологии. Бугрей Виктория, 8 класс, участница
районного тура олимпиады по биологии.
Тупинова Ольга, 9 класс, районные
соревнования по легкой атлетике по видам 3 первых места, одно
третье, участница областных соревнований в г. Шахты и г. Ростов
на Дону. Лагутин Андрей Сергеевич, 6 класс. Участник
отчетного концерта танцевального коллектива «Любава», г. Белая
Калитва. Скачков Сергей, 8 класс, 1 место в районных
соревнованиях по метанию мяча; Тупинов Роман, 5 кл, 2
место в районных соревнованиях по метанию мяча. 45 учащихся
приняли участие в школьном конкурсе рисунков по противопожарной
тематике, 3 работы представлены на районный тур, одна из
них заняла первое место (Попов Сергей, 2 класс). 8 учащихся
приняли участие в международном конкурсе сочинений,
исследовательских
работ и эссе на тему "Г.Я. Седо. Цель - Полюс." (Донецкая
Народная Республика), девятиклассник Трегубов Михаил занял
второе место в номинации "Исследовательская работа". В 2015
году принят новый Устав школы и Программа развития,
предусматривающая поэтапный переход на ФГОСы в основной ступени.
Начальное образование перешло на ФГОСы в 2014 году. В школе нет
отсева учащихся, нет текучести кадров. На учебу в школу в
последние годы переходят учащиеся из других школ, в том числе
городских. Число учащихся постепенно увеличивается.
Последний
звонок-2018
День знаний -
2018 и более поздние события
1. День знаний в Нижнепоповской
школе. Лях В.П. заканчивает директорскую карьеру, Дронов А.А.,
назначенный директором с 1 сентября 2018г, Кнурёв
А.М., Герега О.А. 01.09.2018г; 2.
День знаний в Нижнепоповской
школе. Лях В.П. демонстрирует подаренный ему памятный подарок.
01.09.2018г;
3.
Памятная фотография, подаренная многолетнему
директору Нижнепоповской школы Владимиру Петровичу Ляху
педагогическим коллективом. 1.09.2018г;
4.
Календарь
поэтов-юбиляров Белокалитвинского района 2019г, выпущенный к Дню
поэзии-2019; 5.
Интегрированный урок математики и физики в 7
классе. Учитель физики Лях В.П. рассказывает о роли математики в
формировании физических теорий. 3.04.2019г;
6.
Праздник последнего звонка. Лях Алла Павловна
и Владимир Петрович. 25.05.2019г; 7.
Выступление на празднике в
честь 120-летия Нижнепоповской школы. 15.10.2019г;
8.
Владимир Лях в фойе Московского академического театра
оперетты, 3.01.2024г; 9.
Владимир Лях отмечает свой юбилей с
близкими в одном из московских ресторанов. Слева направо:
Максим, Владимир,
Алла Лях, Эдуард Хандюков,
Павел и Антонина
Лях. 4.01.2024г;
10.
Поздравление из Индии. 4 января 2024г
ПОРТФОЛИО
Страница
1,
2,
3,
4
Продолжение
Сайт "Школа физики"
Сайт "Школа физики.ру"
Стихи
Проза
Ютуб-канал |