Учитель – это обязательно личность
Вообще, я
работаю в Нижнепоповской школе с 1976 года. Преподавал физику
математику, вёл кружки, создал совершенный по тому времени
предметный кабинет. С первых лет работы стал публиковать
свои материалы в журнале «Физика в школе». Назначение директором
школы в 1979 году значительно добавило забот, но учительское
мастерство и преданность профессии всё равно остались
приоритетом. Общение с коллегами на различных педагогических
форумах, собственные методические находки с годами сложились в
методику «успешного» обучения, суть которой в максимальной
открытости для ученика, для его «победного» учения. В этой
методике у школьника есть масса возможностей себя
проявить: «неуды» можно пересдать, исправить, всегда есть
возможность выбрать для себя доступные и интересные формы
предъявления знаний и практических умений из большого
арсенала возможностей.
В 2008 году к участию в конкурсе лучших учителей
России, предусмотренном приоритетным национальным проектом
«Образование», были впервые допущены и руководители
образовательных учреждений. Конечно, участие директора школы в
учительском конкурсе определяется не только его профессиональной
состоятельностью, но и, в известной степени, позицией
вышестоящего руководства, а также методического объединения по
предмету. С этим тогда проблем не возникло, и я подал
документы на конкурс. Победа в нём стала итогом
многолетней работы, но отнюдь не окончательным.
В этом же году стал
вторым в конкурсе «Лучший учебно-методический комплекс урока,
темы» Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера.
Бизнес», провел семинар для учителей города и района на основе
практического опыта использования электронных образовательных
ресурсов, несколько мастер-классов на курсах повышения
квалификации учителей физики в Белой Калитве и Ростове-на-Дону.
В №3 журнала «Физика в школе» вышла моя статья «Экскурсии
по физике».
В октябре 2009 года – диплом II степени за лучший
доклад, представленный на IX Южно-Российской межрегиональной
научно-практической конференции «Информационные технологии
в образовании». Это было признание значимости методической
модели, созданной в условиях сельской малокомплектной школы,
элементы которой полезны и для коллег, работающих в других
условиях.
Учитель физики и информатики в школе вообще, а в
сельской школе особенно – это не просто учитель, но зачастую и
главный специалист по информационным технологиям, вообще
по техническим аспектам преподавания. Все кабинеты
Нижнепоповской школы оборудованы компьютерами, подключенными к
Интернет через локальную сеть, в них есть сканеры,
принтеры, мультимедийные проекторы и другое оборудование. И все
это установлено, настроено и обслуживается учителем физики и
информатики. Трудно сказать, кто именно проводит
мастер-классы по использованию ИКТ на уроке и во внеклассной
работе, консультирует и проводит семинары для педагогов:
директор школы или учитель, совмещающий эти непростые
ипостаси в одном лице.
Наше время даёт много дополнительных
возможностей для общения, поэтому состою в нескольких
профессиональных Интернет-сообществах, активно участвую в региональных
конференциях «Информационные технологии в образовании», мои статьи представлены в сборниках работ участников. В
частности по теме, «Использование графических образов в
преподавании физики» (2010г); «Школьный сайт как компонент
информационного пространства школы» (2012г). Еще в 2000 году, в
№6 журнала «Физика в школе» был опубликована статья
«К вопросу о формировании понятия вещества». В ней была
выдвинута идея альтернативного подхода к повторению материала и
осмыслению мировоззренческого значения курса физики в школе. В
дальнейшем эта идея наполнялась практическим содержанием. В 2011
году на Первом Южно-Российском форуме "Новое поколение. Новые
технологии. Новая жизнь» этому было посвящено выступление на
секции естественно-математических наук.
В № 2 журнала «Физика в школе» за 2011 год вышли сразу
две моих статьи: «Моделирование и создание графических
образов», в которой была обобщена работа, проведенная с
2008 года, и материал «Использование диафильмов-презентаций» при
обучении физике. Обе статьи много цитировались и размещены на
ряде ресурсов. Например, кандидат педагогических наук,
автор ряда пособий по физике Т.А. Ханнанова (Российская академия
образования, Институт научной информации и мониторинга)
упоминает статью по моделированию и созданию графических образов
в монографии «Психодидактические основы влияния цифровых
технологий на развитие познавательных способностей обучающихся»
в главе «Формирование функциональной математической грамотности
учащихся на содержании курса физики для основной школы» (стр.
27) и дает на нее ссылку (№37). Благодаря тому, что журнал
«Физика в школе» и Интернет-ресурсы ссылались на мой персональный
сайт «Школа физики», посещаемость этого сайта ощутимо
выросла, и ресурс на бесплатном хостинге, созданный в 2008
году, стал тесноват для профессионального общения, к тому же
многие Интернет-каталоги не работают с сайтами на доменах
третьего уровня. Эта проблема стала постепенно решаться.
В конце 2013 года школа получила мобильный
компьютерный класс «Аквариус» на 14 ноутбуков, способный решить
проблему недостаточности стационарного компьютерного класса
для обеспечения нужд учебно-воспитательного процесса. В школе,
как обычно в таких случаях, прошел педсовет, был принят план
работы по внедрению оборудования в практическую работу, и…
директор Лях В.П. поручил учителю Лях В.П. провести семинар и
мастер-класс на основе новой техники. Мастер-класс представлял
собой открытый урок физики в 9 классе и
присутствовавшие на нем учителя работали с ноутбуками. Было
интересно наблюдать, как ученики оказывали педагогам помощь.
Вскоре первые уроки с мобильным классом провела
молодая учитель начальных классов Г.М. Чумак, а в октябре 2014
года она уже провела мастер-класс для учителей школы.
Оборудование, кроме занятий по физике и информатике,
активно используют сейчас на уроках биологии, рисования,
русского языка, математики, в начальной школе, во внеурочной
работе. Сообщения об этом и многом другом можно найти на
сайте школы, который вовсе не представляет собой «картинки», как
порой выражаются чиновники. Здесь есть методические страницы
всех учителей и постоянно обновляется раздел «Новости».
Наверное, можно не говорить, кто ведёт этот ресурс… Блоги и Интернет-представительства на сайте «Инфоурок» сейчас
создают многие учителя Нижнепоповской школы, а учитель
математики имеет персональный сайт «Плюс-минус»:
http://mat-ap.narod.ru
В начале 2014 года в глобальной сети создан
мой новый персональный сайт, тоже названный «Школа физики»
и размещенный на домене «РУ»:
http://shkola-fiziki.ru Этот сайт посвящен не
только физике, но и информатике. Сайт с самого начала работы
хорошо посещается, но и первый сайт
http://vpl54.narod.ru/ тоже пользуется популярностью и
продолжает работу. Здесь, кстати, размещен модуль по теме
«Плотность вещества», претворяющий в жизнь идею статьи «К
вопросу о формировании понятия вещества», а также ряд других
новых методических материалов. Когда в мае 2014года, из-за
изменения формы бланка аттестата об образовании и затянувшегося
согласования правил его заполнения, возникла проблема с
приобретением соответствующей программы, на своих сайтах я предложил простое и эффективное решение. Статья «Щи из
топора или как заполнить бланки», полезная для заполнения любых
бланков на принтере, была процитирована на многих других
ресурсах.
Даже и из этой статьи понятно, что разделить
многообразные функции педагога в современной школе практически
невозможно: отдельно проанализировать, что он делает как
директор, что – как учитель, а что – как воспитатель или
методист… Я смотрю на это еще шире, полагая, что
воспитывает, формирует мотивацию учения, дает ориентиры в жизни
не просто педагог, пусть даже и умеющий доходчиво
транслировать учебный материал. По большому счету воспитывать
может только Личность. Воспитывает жизненная позиция педагога,
личное обаяние, его многогранная человеческая
состоятельность, выходящая далеко за пределы школьной программы
и вообще образования… Такой педагог воспитывает даже тогда,
когда… не воспитывает. Воспитывает жизненным примером,
принципиальностью, верностью идеалам, отношением к людям…
В течение многих лет пишу и публикую стихи и
прозу, часто читаю детям, время от времени участвую с гитарой на
классных часах и школьных линейках, а на выпускных вечерах мой
«Школьный вальс» поют выпускники, прощаясь со школой…
Жизнь продолжается, говоря словами песни "И вновь
продолжается бой..." |