Спасибо, что конца урокам нет...


Главная    История    Музей    Кадры    Программы    Методика    Кружки    Информатика    Фотогалерея    Новости    Гостевая книга

АРХИВ СТРАНИЦЫ "НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ"   (Ноябрь 2020 г) Обновления вверху

День Матери во 2 классе Нижнепоповской школы. Открытки мамам. 28.11.2020г

Второклассники отметили День матери (29.11.20)

    День матери - это международный праздник, хотя отмечается он в разных странах в различные даты. В Росси праздник День матери учрежден в 1998 году и празднуется в последнее ноябрьское воскресенье, в этом году это 29 ноября. В Нижнепоповской школе этот праздник отмечается ежегодно. Чаще всего это мероприятие проходит по классам, но проводился также и общешкольный театрализованный праздник «День Матери-казачки».
    В этом году, в связи с противоэпидемическими ограничениями, праздник проходил без приглашения гостей, но всё равно о мамах ребята не забыли. Второклассники, например, ко Дню матери своими руками сделали открытки, в которых написали слова поздравлений и добрых пожеланий своим мамам. Мероприятие проходило под руководством классного руководителя В.И. Кучеровой    Елена Абатурова "Всем мамам посвящается"

ПОЧЕМУ СТОИТ ХОДИТЬ ПО-СКАНДИНАВСКИ (28.11.20)

    Ивана Дмитриевича Иваника я знаю уже много лет – еще с тех времён, когда он был директором школы №6 в Белой Калитве. Как человек инициативный и предприимчивый, Иваник на излете советского времени организовал строительство лагеря труда и отдыха для учащихся в живописном месте у реки Калитва близ хутора Нижнепопов. Замечу попутно, что построенные тогда домики, став чьей-то частной собственностью, функционируют и поныне и даже пользуются популярностью. Это место так и называют: «Поповские домики».
     По делам лагеря труда и отдыха, директор часто бывал в хуторе, в правлении колхоза «Дружба», в связи с чем мы с ним и познакомились поближе. Приятельским отношениям способствовало также обоюдное увлечение виноградарством.
     Когда Иван Дмитриевич ушел из школы, мы долго не виделись, а потом я как-то встретил его в городе. Поговорили. Оказалось, что мой коллега не скучает и на «заслуженном отдыхе». Работает в спортивной структуре на металлургическом заводе, еще недавно сам участвовал в серьёзных легкоатлетических соревнованиях, а теперь готовит молодых спортсменов. В общем, выглядел бывший директор энергичным, полным жизненных сил и планов человеком.
     А недавно Иван Дмитриевич мне позвонил и предложил встретиться в офисе местного отделения Красного Креста в Белой Калитве. Договорились.  Буквально на другой день встреча состоялась, и мы пообщались в уютном помещении на улице Дзержинского не только с Иваником, но и с радушной хозяйкой – Тамарой Стефановной Липовой. Тамару Стефановну я тоже знаю очень давно, да и кто из белокалитвинцев не знает эту энергичную, приветливую женщину, посвятившую себя – и в этом нет никакого преувеличения – служению людям.
     Темой разговора был выигранный, благодаря инициативе Т.С. Липовой, президентский грант в сумме 389 тысяч рублей на очень актуальный и нужный проект «Активное долголетие». В рамках этого проекта уже созданы и продолжают пополняться группы здоровья для людей, как это теперь называют, серебряного и золотого возраста. Читать полностью 

Беседа в помещении Белокалитвинского отделения Красного Креста о скандинавской ходьбе и группах здоровья. Слева направо: Иван Дмитриевич Иваник, Тамара Стефановна Липовая, Владимир Петрович Лях. 24.11.2020  Беседа в помещении Белокалитвинского отделения Красного Креста о скандинавской ходьбе и группах здоровья. Слева направо: Иван Дмитриевич Иваник, Тамара Стефановна Липовая, Владимир Петрович Лях. 24.11.2020  Инструктаж по скандинавской ходьбе проводит Иван Дмитриевич Иваник. Слева - Владимир Петрович Лях. 24.11.2020г  Выхожу один я на дорогу...по-скандинавски  Что ни говори, а скандинавская ходьба бодрит 

Владимир Лях   Ещё раз о разрушении храмов (20.11.20)

    Храмы ветшают и разрушаются и ныне на месте множества заброшенных деревеньОдин из главных «аргументов» против советского периода истории нашей страны, выдвигаемых антисоветчиками различных мастей, заключается в том, что Советская власть, как они утверждают, целенаправленно разрушала храмы, покушаясь, как бы, на святое. Но давайте не будем эти утверждения априори считать истиной, как это бывало в годы горбачёвских «реформ», благодаря деятелям типа «идеолога» Яковлева и «историка» Волкогонова. Давайте глубже посмотрим в суть гневного обличения советской власти, якобы изначально объявившей войну культовым сооружениям.
Начнём с кипящего возмущения «демократической» общественности в связи с уничтожением «безбожной властью» храма Христа Спасителя. Однако лишь немногие знают, что храм, на самом-то деле, еще за 5 лет до разрушения пустовал. Причем, гигантское здание было заброшено самой отделённой от государства РПЦ из-за банальной нехватки средств на его содержание. Проще говоря, прихожане практически перестали жертвовать на храм, да и частные крохи не могли бы его спасти. Обязано ли было атеистическое руководство страны, объявившее об отделении церкви от государства, содержать этот храм и платить «зарплату» многочисленным служителям культа? Нет, конечно. Да и так ли был актуален этот «памятник архитектуры» 1883 года, заложенный ещё в 1817 году, о коррупционных схемах постройки которого сообщает даже Википедия?! И не будем забывать, что в то время проводилась полная реконструкция Москвы, поэтому о неиспользуемых зданиях думали, и вовсе не с позиций антиклерикализма.
     Именно отделение церкви от государства и стало первопричиной закрытия, последующего сноса или, если можно так сказать, перепрофилирования части церковных зданий, а также отмены привилегированного положения духовенства. Но рационализм по отношению к материальным объектам никак не свидетельствует об отношении к духовным понятиям. Например, существует такое крыло христианства, как протестантизм, вообще отрицающее драгоценные убранства, золотые ризы и прочие показные церковные богатства.
     В полемике с так называемыми «царебожниками» и либералами частенько поднимается вопрос о том, что «кровавые большевики» разрушили наследие в виде чуть ли не всех поголовно божьих храмов. И им дела нет, что храмы при советской власти также и строились, а сносились порой и самими «истинно верующими».  Ну что же, давайте посмотрим, сколько церквей и исторических памятников было разрушено при «богоданном» царском режиме.
     Не ведают доверчивые потребители «демократического» негодования, что за 304 года царствования Романовых-Гольштейн-Готторпов в России было разрушено в пятнадцать раз больше православных (!) храмов и уничтожено в сорок пять раз больше фресковых росписей, чем за неполных семьдесят четыре года Советской власти, причем фрески и сами церкви до 1917 года нередко уничтожались по личным, «именным» указам царей и императоров, по приказам митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и даже по распоряжениям приходских священников.
     Не знают наши современники и о том, что подавляющее большинство храмов, снесённых после Великой Октябрьской социалистической революции, было возведено во второй половине XIX столетия и в 1900-1914 годах, а дореволюционные вандалы разрушали или уродовали православные церкви, построенные в XI-XVIII веках, то есть здания, имевшие не только историческую, но и огромную художественную ценность. Но земные вершители судеб считали эти святыни ветхими. Советская власть такие сооружения объявляла историческим, художественно ценным наследием, реставрировала  и охраняла их. Этого агрессивные «крестоносцы» наших дней как бы не замечают, поставив во главу угла не истину, а политические и прочие выгоды.
     Свою борьбу с русской церковной (и не только церковной!) стариной цари династии Романовых начали с варварского уничтожения фресок Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля – фресок, созданных лучшими русскими художниками ХV-ХVI веков. Начиная с эпохи Ивана III, первого государя всея Руси и деда Ивана Грозного, Успенский собор являлся главным собором Великорусского позднефеодального централизованного государства, которому всегда уделялось особое внимание. «В 1481 году лучший живописец этого времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон, […] а в 1513-1515 годах собор был украшен фресками». Что же осталось от этого иконного и фрескового великолепия давних веков? К сожалению, почти ничего. Официальный современный путеводитель свидетельствует: «Немногое сохранилось до наших дней из первоначального убранства собора: обветшалые иконы заменяли новыми, […] древние фрески в середине XVII века были сбиты» (Московский Кремль. Успенский Собор. – Москва: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1995, стр. 8).  Читать  статью полностью

38 лет прошло, а память о школе жива (24.11.20)
Наши выпускники

      «Дорогие мои, самые лучшие в мире учителя, как здорово быть вашей ученицей, вашей выпускницей! Вы – учителя от Бога ! Учить – дело непростое. Тут нужен ясный ум и горячее сердце. Вашими стараниями многие ребята нашли в жизни свой путь и сегодня, в День учителя, настала пора поздравить вас и сказать «спасибо» за неоценимый труд! Будьте счастливы! Пусть вашу жизнь ничто не омрачает, а в вашем доме живут любовь и понимание!»
    Это поздравление я нашел в своем Инстаграме в День учителя, и о его авторе хочу немного рассказать. Ольга Захаровна Терехова, в замужестве Самкнулова, с отличием окончила Нижнепоповскую школу в 1982 году. Этот год был урожайным на аттестаты с отличием: кроме Ольги, такой аттестат получил Гетманский Юрий Викторович. Выпуск был дружным, и они не раз встречались в юбилейные годы со времени выпуска из школы.  Как отличница и активистка общественной жизни школы, Ольга побывала во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», она много об этом рассказывала в школе, и это было всегда очень интересно.
     Мама Оли, Анна Никаноровна, много лет работала фельдшером-акушеркой в Нижнепопове. Сначала ФАП располагался в старом казачьем курене напротив промтоварного магазина, а потом перешел в помещение по соседству с хозяйственным магазином. Анна Никаноровна была исключительно сведуща в своей профессии, всегда уверенно ставила диагноз и делала назначения. Она была принципиальным человеком и всегда отстаивала свое мнение, в том числе в школьном родительском комитете.
     Отец, Захар Захарович, работал в колхозе «Дружба» инженером по технике безопасности, хорошо разбирался в технике, помогал порой односельчанам ремонтировать автомашину. Он всегда был общительным, спокойным и рассудительным человеком.
      Ольга Захаровна живёт в Белой Калитве, она нашла свое место в жизни, все у нее сложилось, как надо. При ней доживали свои дни родители, она с благодарностью помнит своих учителей – и это её вполне характеризует. Такими выпускниками её учителя вправе гордиться. В. Лях     Страница выпускников 1982 года

 Ольга Захаровна Самкнулова (Терехова)  Супруги Самкнуловы  Супруги Самкнуловы на ации "Бессмертный полк" в Белой Калитве. О.З. Самкнулова (Терехова) в первом ряду слева Терехов Захар Захарович в молодые годы  Справа налево: Захар Захарович Терехов и  учитель Писков Владимир Иванович на открытии школы после капитального ремонта. 2.10.2006г  Фельдшер-акушерка Нижнепоповского ФАПа Анна Никаноровна Терехова. 1980-е годы  Фельдшер-акушер Нижнепоповского ФАП Анна Никаноровна Терехова с дочуркой Олей Слева направо: Ольга Захаровна Терехова и директор Сосновской школы Юрий Михайлович Каплун     

 Полмиллиона на ветер (23.11.20)

     Суперкотёл с пультом. Можно и  чайку попить, и полы помытьВ номере газеты «Перекрёсток» за 20 ноября 2020 года, приведен отчёт об исполнении бюджета Белокалитвинского района за текущий 2020 год. Год пока еще продолжается, но уже несколько лет все договора заключаются на 1 ноября, и расходование бюджета на эту дату уже в целом понятно.
      Расходы бюджета, надо отметить, в уходящем году довольно внушительные и задачи, решаемые им, весьма значительны. Но есть и странность. Я говорю о приобретении котлов и насосов для котельной Нижнепоповской школы. Я, конечно, знал о том, что такие работы в котельной намечаются, но допускал, что кто-то не так понял суть. Однако нет!  Среди прочих расходов, «бюджет района включает приобретение котлов газовых, насосов циркуляционных для школы в хуторе Нижнепопове на сумму 524,6 тысячи рублей». Сумма, что ни говори, весьма, просто  на удивление внушительная и сделать на эти деньги можно было бы много полезного. Ну, например, поменять окна в спортивном зале или хотя бы сделать проектно-сметные документы для этого. В прошлые годы мы регулярно подавали заявку на финансирование такой работы. 
     В чём же здесь странность? А в том, что котлы отопительные и насосы к ним были приобретены всего лишь два года назад. Предыдущие котлы, точно такой же марки и того же завода, были куплены, когда предыдущие отопительные приборы вместе с насосами отработали шесть лет, перекрыв расчётный срок эксплуатации. Шесть лет и два года – разница более чем значительная. Приобретение новых насосов, если они на самом деле были куплены, я вообще не могу понять, что с ними могло случиться, кувалдой их били, что ли?!
     Так в чём же всё-таки дело? Только в одном – в неправильной эксплуатации. Дело в том, что новые котлы мною перед самым уходом с руководящей должности, не имели водогреек. А брали такие же из соображений экономии, чтобы не делать новый проект, поскольку лишних средств на замену не было. С целесообразностью этого согласились и в отделе образования.
      Водогрейки котлов использовалась с целью подачи теплой воды для мытья полов. Трубу для подачи этой воды мы заложили в 2006 году во время капитального ремонта школы. А до этого воду грели кипятильниками, и уходило её всего лишь несколько ведер. Брать воду из отопительной системы никогда не разрешалось, ибо это запрещают и правила эксплуатации котла, и техника безопасности.
     С переменой школьной «власти», и правила, и здравый смысл перестали быть обязательными. Воду стали брать прямо из системы, замещая её холодной водой из водопровода. Естественно, закачивался при этом, причем  в большом количестве, и воздух, растворённый в воде под давлением. Закачивать воду, в случае её убыли, положено только из деаэратора, ну или, хотя бы, из отстойника. Влага, воздух и высокая температура – идеальные условия для коррозии и котлов, и всей системы, включая теплотрассу.
     Первый «звоночек» не замедлил сказаться. В учительской, в напорной трубе образовался свищ, но это никого не напрягло. Я пытался советовать, но кто бы слушал. Невежество чаще всего самоуверенно и ориентировано на простые решения, кажущиеся ему очевидными. Так и произошло. Наложили хомут, и жизнь продолжилась тем же порядком.
    А решить проблему подогрева воды можно было очень просто, недорого и целесообразно. В школьном архиве хранится предписание Санпотребнадзора о необходимости наличия горячей воды в санузлах. Ну вот. Стоило повесить там водогрейку, – это все равно придётся делать – и обеспечить, в том числе, мытьё полов теплой водой. Именно это я и мел ввиду, приобретая одноконтурные котлы, ибо других нужной марки тогда не было в наличии.
     Замечу, что накануне моего ухода с директорства, мы поменяли водогрейку в буфете. А до этого, когда не было средств, я ремонтировал прежний бойлер собственными руками. Разобрал, достал оттуда ведро накипи, всё почистил, заменил терморегулятор, и система работала еще несколько лет. Так что, инструкции и правила нужно читать, советы знающих людей слушать, работу своих предшественников уважать, а не очернять совершенно незаслуженно под видом «наведения порядка».  Цену этого «порядка» мы сейчас видим.
    К тому же,  в маленькой школе, добавлю, иногда нужно и собственными ручонками поработать, если, конечно, они выросли, откуда надо. Ну, и не толкать впереди себя трибуну собственной значительности. Цена этого, как видим, бывает немалой.

Нижнепоповский Дом культуры: 40 лет притяжения (20.11.20)

Дом культуры, уютно расположившийся на въезде в хутор Нижнепопов, со стороны кажется величавым островком спокойствия. Но стоит войти в его двери, и моментально погружаешься в атмосферу творческой суеты, вдохновения, праздника и красоты. В октябрьские дни для этой атмосферы  есть особая причина. Дом культуры отмечает свой 40-летний юбилей!

     40 лет Нижнепоповский ДК, теперь получивший название клубной системы, является центром досуга для жителей хутора. В октябре 1980 года Дом культуры, который был построен взамен сгоревшего клуба при активном участии колхоза «Дружба», впервые открыл свои двери для зрителей и его директором стал Виктор Иванович Свинарев. В Нижнепоповском ДК закипела творческая жизнь.
     Немало талантливых и неравнодушных людей внесли свой вклад в развитие культуры хутора. В разное время коллектив Нижнепоповского ДК возглавляли: Т.В. Бровкова, ранее преподававшая в школе немецкий язык, Ю.Н. Казмин, Р.Н. Богданова, Е.Т. Казменкова, много лет проработавшая в школе учителем начальных классов, Е.А. Храмцов. Отдельно хотелось бы сказать об Ирине Ивановне Пигаревой. Приняв руководство, она отдала любимому Дому культуры долгие годы безупречного труда, являя собой яркий пример высокого профессионализма и преданности любимому делу! В этот период реформ и перемен, происходивших в стране, деятельность Нижнепоповского  сельского ДК достигла  высокого уровня. Атмосфера праздника царила в помещениях ДК с самого утра до позднего вечера. Интересные сценарии, творческий подход к подготовке мероприятий, яркие постановки – все это было свидетельством его развития.
     В настоящее время, несмотря на определенные трудности, коллектив Нижнепоповского ДК, опираясь на помощь и поддержку администрации Нижнепоповского сельского поселения, продолжает работу, направленную на развитие творческого потенциала населения. Работа с детьми была и остается  приоритетным направлением. Здесь работает семь клубных формирований. Не случайно в жизни ДК всегда самое активное участие принимала школа.
    И сейчас на сцене Дома культуры  проходят, с участием художественной самодеятельности, праздники, концерты, театрализованные представления, вечера отдыха. В художественной самодеятельности всегда принимали участие люди разных возрастов и профессий.
     Огромную благодарности достойны  все  жители хутора, принимающие  участие в творческой жизни Нижнепоповского ДК, руководители предприятий, предприниматели за оказание материальной и технической помощи при подготовке и проведении мероприятий. Благодаря их помощи удается воплотить в жизнь творческие замыслы коллектива ДК.
     40 лет - это наш общий юбилей! За спиной взлеты, победы и творческие достижения, впереди – новые горизонты и покорение новых вершин творчества, сохранение и укрепление традиций, заложенных предыдущими поколениями.
История Нижнепоповского ДК – это история хутора и его жителей. И как прежде, в наш ДК приходят неравнодушные люди, чтобы вписать свою страничку в историю этого учреждения, проявить свой талант, сделать жизнь свою и других чуточку радостнее, интереснее, разнообразнее и добрее. Пусть в этом доме никогда не погаснет огонь человеческого таланта и любви к творчеству!   А. БРАСЛАВСКИЙ, директор Нижнепоповской клубной системы.

 Нижнепоповский ДК в стадии затянувшегося строительства. 1970-е годы  Нижнепоповский ДК вскоре после открытия. Начало 1980-х годов  Нижнепоповский ДК. Первое празднование Дня хутора Нижнепопов, 2011 год  Нижнепоповский ДК. Концерт в День Победы, 2011г  Нижнепоповский ДК. На концерте в  День Победы, 2011г  Нижнепоповский ДК. Сход граждан, 2014г  Нижнепоповский ДК. День освобождения Белокалитвинского района. 2019г  Нижнепоповский ДК. Праздник Масленицы, 17.02. 2018г  Нижнепоповский ДК. Праздник Масленицы, 17.02. 2018г  Нижнепоповский ДК. Праздник Масленицы, 17.02. 2018г

 Завуч – это не Фигаро, который то здесь, то там (19.11.20)
Заметки из опыта работы

    Завуч не должен обслуживать директора. Главный приоритет - судьба школыРаспределение обязанностей в любом учреждении – важное условие его успешной работы. Не исключение и школа, где видов работ очень много, и почти все они, в той или иной мере, обеспечивают общий успех. Распределить работу и зоны ответственности оптимальным образом – это одна из самых главных задач руководителя, требующая от него компетентности и готовности сотрудничать, умения учитывать имеющийся практический опыт других людей, работавших или работающих в сходных условиях, а также существующую нормативную базу.
     В небольшой школе, где работников не так много, руководитель неизбежно должен взять значительную часть работы на себя, чтобы не перегружать других работников, резко снижая тем самым эффективность деятельности учреждения.   Не пытаясь охватить распределение обязанностей вообще, поговорим пока только о работе директора и заместителя по учебно-воспитательной работе. Иногда случаются такие руководители, которые вместо того, чтобы учиться и осваивать приёмы практической работы, просто нагружают сверх всякой меры завуча – назовём его по старинке так.
     Это чревато не только низкой продуктивностью работы и, скорее, имитацией, чем реальным развитием школы, но и уходом перегруженного работника с этой должности, которую должен занимать опытный, знающий, авторитетный специалист, иначе эта работа, требующая методического мастерства и профессионального кругозора, просто теряет смысл.
     Но это еще не всё. Через каждые три года школу проверяет Рособрнадзор, и это неизбежно, как смена дня и ночи. Ничего не умеющий и не знающий «директор», естественно, двинет под удар завуча. Дескать, сам он настолько занят загадочными, но неотложными  делами, что на такие «мелочи» у него нет времени.
      Представим, что завуч берёт всё на себя, по неопытности не представляя полного круга поставленных перед ним задач и полагая, что эта его должность – ступенька в карьере. Но получиться может все с точностью до наоборот. Там – недочеты, здесь – недоработки, где-то вообще завал, завал, завал. Ну а горе-менеджер с важным видом скажет проверяющим, что вот, мол, ничего никому нельзя поручить, всё завалят. И кто будет виноват? Завуч. И возможную карьеру, и своё доброе имя он убьет всерьёз и надолго. Если не навсегда. Работать с проверяющими должен никто иной, как директор, привлекая других работников только по мере необходимости и только в пределах их компетентности.
    В начале учебного года должен издаваться и вывешиваться для сведения работников приказ о распределении обязанностей между директором и его заместителями. Если заместитель один, тем паче на полставки, естественно, значительный объем работы должен быть  закреплён за руководителем. Иного не дано. Завуч должен расписаться под этим приказом и чётко представлять себе свою зону ответственности, не допуская аврального исполнения сумбурной череды распоряжений. Кроме того, должны вывешиваться выписки из годового плана работы на текущий период времени с указанием ответственных. Вот так, если очень коротко.
     В следующем учебном году Нижнепоповскую школу ждёт проверка Обрнадзора, которая в последний раз проходила весной 2018 года. Тогда отмеченные недостатки, в силу их локального характера, были устранены в ходе самой проверки. Думаю, что начинать подготовку к грядущему контролю, тем более с учётом нынешней ситуации в школе, стоит начинать уже сейчас, ибо от неё многое может зависеть в судьбе самой школы. Именно её судьба и должна быть приоритетом, а не чьи бы то ни было личные амбиции. Акт проверки 2018 года   Типовые должностные обязанности директора

Зелёные удобрения повышают урожай  (11.11.20)

    Растительные отходы в мусорном контейнереРаздельный сбор твердых бытовых отходов, о котором так много говорилось, пока не получил практического воплощения. Всё ограничилось повышением цены на услугу, как это у нас нередко случается. Но, даже если бы раздельный сбор мусора и был бы организован, он не обеспечил бы утилизацию растительных отходов, поскольку это вообще не предусматривалось. Между тем, отжившая ботва огородных и цветочных культур нередко переполняет мусорные контейнеры. Не сомневаюсь, что, если бы у тех, кто тащит на мусор ненужные вершки и корешки, листья и пищевые отходы, спросили бы, хотят ли они снизить плодородие своих участков, они, наверняка бы, удивились. А именно это, по сути, и происходит.
     В последнее десятилетие в зарубежной практике возделывания культур на приусадебных участках, а также отдельными фермерами и там, и у нас в стране получила распространение система так называемого биодинамического земледелия, которое в значительной мере способствует производству экологически чистых продуктов растениеводства. Суть системы состоит в том, что всякое растение должно быть утилизировано с возвращением в почву всех элементов, вынесенных в процессе его роста и развития.
    Несколько иное положение складывается при удалении сорных растений. В этом случае, как правило, сорные растения оставляют на высыхание, а в дальнейшем сжигают. Однако многие растения за время вегетации накапливают в своей массе различные питательные вещества, в том числе минеральные. Так, в 1 кг сырой биомассы большинства крестоцветных растений (сурепки, редьки дикой и других), относящихся к распространенным сорнякам, содержится до 4,0 г калия, 2,8 – 3,3 г азота и 0,5-0,8 г серы. В свою очередь, биомасса цикория, осота, ромашки богата фосфором, кальцием, магнием. Использование такой биомассы способствует повышению запасов минеральных элементов питания в почве. А с учетом того, что в этом случае, минеральные элементы связаны с органическим веществом, их усвоение культурными растениями, происходит с высоким коэффициентом, достигающим 65 – 80%.
Относительно высокая температура при сравнительно высокой влажности среды создают благоприятные условия для компостирования биомассы не только культурных, но также и сорных растений. При этом важно обеспечить плотное сложение биомассы и исключить возможность ее пересыхания. Это можно делать путем компостирования, но в большинстве случаев можно поступать гораздо проще.
     Есть такое понятие, как сидераты. Так называют быстро накапливающие зеленую массу растения, специально культивируемые для восстановления грунта после вегетации культур. Сидераты обогащают почву азотом и микроэлементами. Их скашивают и зарывают в землю или же временно оставляют на поверхности, чтобы защитить верхний слой почвы. Корни сидератов остаются в земле, перегнивают и обогащают грунт. Такой метод используется, в частности, при истощении почвы, когда на одном и том же месте выращивают монокультуру. Земля при этом необратимо теряет питательные вещества, в ней развиваются болезни и вредители. Поэтому еще наши прадеды начали использовать зарываемые в почву зеленые «удобрения».
     Чаще всего в этом качестве выращивают однолетние бобовые растения с обильной зеленой массой, которые обладают еще и фитосанитарными свойствами. Отличные сидераты получаются из морозостойких злаковых растений. К быстрорастущим сидератам относят горчицу, рапс, озимую рожь, ячмень, фацелию, горох, люпин, вику, клевер и многие другие. От этих растений не ждут урожая в привычном для нас понимании, сразу после срезки их закапывают в почву для обогащения её биологически активными веществами. Некоторые растения сеют весной, а некоторые – осенью.
      Кроме обогащения почвы полезными веществами, растения могут служить эффективным средством против болезней и вредителей. Например, специфический запах бархатцев, обусловленный высоким содержанием эфирных масел, как утверждают многие огородники, отпугивает вредителей: нематод, проволочника, гусениц, медведок, слизняков и прочих непрошеных гостей. Кроме того, это растение обладает фунгицидными свойствами, уничтожает грибковые инфекции, в частности, угнетающе действует на злостный сорняк – пырей ползучий. Кстати, именно вороха побуревшей массы бархатцев мне не раз приходилось видеть на мусорниках. Прекрасные санитары сада и огорода – донник, горчица и хризантема. В роли фитосанитаров выступают и многие другие растения.
     А теперь несколько слов о моём собственном опыте. Раньше я пробовал компостировать зеленые отходы в специальном месте, но отказался от этого из-за трудоёмкости и малого объёма конечного продукта. Уже давно после сбора урожая я закапываю прямо в почву ботву моркови, свёклы, листья капусты, ботву перца и томатов, сорняков, а также мягкие пищевые отходы. Замечу, что относительно утилизации ботвы картофеля и томатов, некоторые огородники предостерегают, если растения были поражены болезнями. Но мне не приходилось в своей многолетней практике наблюдать какие-либо нежелательные последствия такого рода, как, впрочем, и массовые болезни своих посадок.
      Как это происходит? При осенней перекопке огорода в канавку закладываются растительные отходы, утрамбовываются (это важно!) и засыпаются почвой из следующей канавки, и так далее. Если есть возможность, полезно канавку с зеленой массой полить водой. За время до следующего сезона, как показывает опыт, практически всё перегнивает, а земля становится мягче и плодородней. Кроме того, растительные отходы привлекают дождевых червей, улучшающих структуру почвы, её рыхлость и воздухопроницаемость. Нежелательные всходы очень легко пропалываются, но большинство ненужных семян в процессе перегнивания погибают.
      Здесь важно отметить, что полезно было бы дать удобренному участку отдохнуть в течение следующего сезона, но если такой возможности нет (например, из-за малой площади), то нужно избегать внесения остатков тех растений, которые планируется высаживать на этом месте в следующем сезоне. Ну, и следует по возможности соблюдать севооборот.
     Кроме ботвы, хорошие результаты дает использование опавшей листвы. Огромный грецкий орех на нашем участке дает буквально сугробы листьев, ему помогают, хотя и в меньшей степени, виноградник, плодовые деревья и кустарники. Листья тоже утилизируются описанным выше способом. Должен заметить, что есть мнение, будто листья могут содержать личинки вредителей и болезнетворные споры. Однако мне не приходилось видеть вредителей на орехе, да и на других деревьях их практически нет, благодаря, в частности, синичкам, которых я ежегодно подкармливаю в период бескормицы дроблеными орехами, фундуком и семенами подсолнуха со своего же участка. Несколько подсолнухов для этой цели специально сажаю между других культур. К ним, замечу, удобно подвязывать рослые томаты. Вообще, успешный огород – это очень подходящее место для приложения житейской логики и рационализаторства.
     Несколько слов скажу о листьях, как удобрении. Под упомянутым выше раскидистым орехом у нас расположен курятник. Хозяйства мы давно уже не держим, если не считать котика Васю, но хозпостройки по-прежнему занимают своё место. Так вот, на крыше этого сарайчика за несколько лет собрался слой перепревших листьев, образовавших тёмную рыхлую субстанцию, похожую на торфяную почву из магазина. Я пересадил на зиму в эту массу бордюрную розу, подобную тем, что продают в магазинах. Растение обогнало своих собратьев в других горшках, всю зиму обильно цвело и радовало глаз здоровым видом.
      Кстати говоря, листовую землю в чистом виде или в составе смесей активно используют опытные растениеводы, в частности те, кто выращивает рассаду. Чаще всего, это смесь равных частей листовой, садовой земли и чистого речного песка. Листовая земля, кроме совокупности питательных веществ, хорошо аэрируется и удерживает влагу. Может быть, не так хорошо, как мох сфагнум, но сфагнум надо покупать, а листовая земля буквально находится под ногами.
      Я не хочу утверждать, что мой опыт универсален и годится в любом случае. Но на нашей почве – весьма плотной и склонной к слеживанию, результаты использования зелёных биоудобрений вполне можно считать успешными. Владимир Лях    Авторский ролик "Некоторые способы повышения плодородия почвы" на Ютубе

Солнечный окунь: удача или напасть? (9.11.20)

     Солнечный окунь, пойманный в Северском Донце в районе Белой Калитвы, октябрь 2020 годаВ октябре у нас неделю гостили москвичи, большие любители рыбалки. Каждое утро они с удочками и всем необходимым отправлялись на Северский Донец и никогда не возвращались без улова. Небольшие окуньки, подлещик, как-то попалась щучка – в общем, всё, как обычно.
      Но в один из дней добытчики привезли невиданную рыбку. Зубастая, она имела своеобразные очертания и была весьма ярко окрашенной, напоминая обитателей тропических водоёмов. Естественно, мы сразу же заглянули в Интернет, и оказалось, что это так называемый «солнечный окунь» – небольшая, обычно с ладонь, североамериканская рыба, широко расселившаяся в европейских водоёмах. Естественный ареал солнечного окуня – Северная Америка от Северной Дакоты до Нью-Джерси и от Гудзонова залива до Южной Каролины. На родине окунь бывает несколько крупнее и может достигать 30 сантиметров в длину. Он имеет и другие названия: «обыкновенная солнечная рыба», «обыкновенный солнечник» и даже «царек».
      Впервые этот вид был завезён в Западную Европу в качестве аквариумной рыбы в конце XIX века, а в Азово-Черноморском бассейне он появился уже в начале ХХ века, первоначально в Румынии. С тех пор солнечный окунь постепенно заселил бассейны Дуная, Днестра, Южного Буга и Днепра, став довольно обычной рыбой в Румынии, Молдавии и Украине. Рыбка, как отмечают рыболовы, особенно хорошо клюет в солнечную погоду. Видимо, благодаря этому необычный окунь и получил свое оригинальное название.
      Обитая в реках или озерах, солнечный окунь всегда держится близко к берегу. Соответственно, обнаружить его там проще, чем на середине реки. Предпочитая небольшие глубины – максимум до двух метров, солнечный окунь перемещается в небольших стайках, держа направление или вдоль среза травы, или по береговой бровке. Рыба как бы патрулирует свою территорию. В таком месте солнечный окунь ловится легко и быстро. А некоторые стайки, занимая определенный участок, подолгу его не покидают. Чаще всего это место под кустарником или нависшими деревьями, а также прогалина в водорослях или камышах. Взрослой эта рыба становится в возрасте двух лет. Продолжительность её жизни на воле составляет от шести до восьми лет, в неволе окунь живёт до 12 лет
     В научном отчёте АзНИИРХ, опубликованном пару лет назад, говорится, что «исследование выявило его распространение в реке вплоть до города Белая Калитва. Пока ещё это очень редкий вид, и пока удалось выловить только 29 экземпляров. Он встречается на порядок реже, чем окунь, голавль, краснопёрка, различные бычки, пескари, но чаще, чем щука и судак». Прочитав это, наши гости возгордились: ещё бы – учёные выловили всего 29 рыб, а им так неожиданно повезло.
     Ну, назвался, как говорится, окунем – полезай на сковородку. Я сам эту рыбу не ел, а гости попробовали экзотику и высоко оценили её вкусовые качества. У окуня умеренно плотное белое мясо. Рыба, как утверждают знатоки, в домашних условиях годится для всех видов готовки, однако особенно сочной она получается, если обжарить ее в масле.
     Каково же было удивление наших гостей, когда следующая рыбалка снова принесла им пару таких красавцев, а потом еще и еще! Это говорит о том, что новый окунь распространяется очень быстро и не менее быстро размножается. Наверняка, скоро его начнут ловить и в притоках Северского Донца - в реках Калитва, Быстрая, Лихая и т.д. 
     Солнечного окуня ловят даже начинающие рыбаки, ибо рыбка довольно прожорлива и потому легко ловится на червя, опарыша и другую наживку, откликаясь на прикорм. Хотя добыча нечасто бывает «съедобных» размеров, но сам факт улова приятен. Есть, правда, у этого новосёла и обратная сторона. Окунь агрессивен, поедает всё подряд и этим опасен для местных видов. Жертвами пришельца становятся водные насекомые и черви, тем самым он успешно конкурирует с «аборигенами». Но самое худшее, Lepomis gibbosus охотится на самих местных рыб, в первую очередь на икру и мальков, и этим может нанести довольно ощутимый урон рыбным хозяйствам. Например, повышение численности солнечного окуня в крымской реке Сухая совпало с исчезновением южной быстрянки, пескаря и крымского усача.
    По-видимому, от нового вида избавиться уже вряд ли возможно, и он навсегда станет частью местной фауны, встроившись в биологическую систему. А как сильно это повлияет на традиционную дикую природу, покажет время. Владимир Лях  

Рома Булатов – историческая личность (6.11.20)
Наши выпускники

      Роман Булатов – не просто мой друг в одной из соцсетей и не просто выпускник Нижнепоповской школы. Этот парень, можно сказать, историческая личность. Сейчас только и слышишь о дистанционных занятиях посредством Интернет, а он был первым в истории школы, с кем такие занятия проводились. Причем, Роман сам был инициатором занятий по математике с помощью мессенджера «Скайп». Алла Павловна Лях проводила такие занятия не постоянно, а только в те периоды, когда школьник не мог прийти в школу. И это было, начиная с 2013 года!
       По медицинским показаниям Роме было определено надомное обучение, но когда сезон и погода позволяли, мы всё-таки обучали способного ученика в школе, благо живёт он недалеко. Это было очень важно с точки зрения общения со сверстниками или, как теперь говорят, социализации. Роман участвовал в художественной самодеятельности, проявлял инициативу по многим вопросам школьной жизни и имел авторитет среди одноклассников. Благодаря педколлективу школы и маме Романа Наталье Ивановне, с которой и сейчас мы порой общаемся в социальной сети, он успешно окончил школу, а теперь завершил успешно обучение в БГИТ – Белокалитвинском гуманитарно-индустриальном техникуме, где он, как когда-то в школе, проявил себя знатоком информационных технологий. Теперь на повестке дня получение высшего образования.

  Рома Булатов с мамой Натальей Ивановной на празднике последнего звонка 25.05.2011г Дистанционное занятие с Романом Булатовым по математике проводит учитель Лях А.П., 18.05.2012 г  Роман Булатов во время участия в региональном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс". г. Новочеркасск, 26.10.2018г Роман Булатов во время участия в региональном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс". г. Новочеркасск, 26.10.2018г Роман Булатов во время участия в региональном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс". г. Новочеркасск, 26.10.2018г Роман Булатов с группой участников во время участия в региональном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс". г. Новочеркасск, 26.10.2018г Роман Булатов во время участия в региональном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс". Справа - преподаватель информатики Чернышева Мария Павловна. г. Новочеркасск, 26.10.2018г Роман Булатов во время участия в региональном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс". г. Новочеркасск, 25.10.2018г

Андрей Дементьев: "В  России отныне есть два государства"

Недавние новости   Вперёд за новостями

Архив новостей   Новости    Материалы о Великой Отечественной войне

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ  

                        Главная    История   Музей    Кадры     Программы    Методика      Кружки      Информатика  Фотогалерея    Новости    Гостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.