|
Учитель химии и биологии Соловьёва Раиса Григорьевна
Соловьёва
Раиса Григорьевна, 20.12.1937г. Закончила Новочеркасский
зооветинститут (1960г), до 1963 г работала в сельском хозяйстве.
Потом с 1965 по 1969г работала учителем в Суховской средней
школе
Тацинского района, с 1970г работает в Нижнепоповской
школе. С августа 2008г на заслуженном отдыхе.
ЛЮБИТ: читать( имеет свою библиотеку), особенно на темы
"Загадки природы", "Непознанное", по специальности, делать
выписки из прочитанного, делиться впечатлениями от прочитанного
с учащимися, поездки по стране: раньше, когда позволяли
возможности побывала с детьми в Москве, Ленинграде, Ужгороде,
Киеве, Тбилиси, Ворошиловграде, Донецк, Краснодоне и др.
УВЛЕЧЕНИЯ: хоровое и сольное пение, садоводство и
огородничество, общение с друзьями(15 лет 1-2 раза в месяц
собираются на "посиделки" поочередно, чтобы попеть, поговорить,
помочь друг другу), поделки из природного материала.
ДЕВИЗ В РАБОТЕ: "Индивидуально работать с каждым!"
120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Благодарностью
администрации Белокалитвинского района награждается ветеран
педагогического труда Раиса Григорьевна Соловьёва. 15.10.2019г
Поздравили
учителей-ветеранов
(6.10.19)
Хорошая
традиция вот уже несколько лет живёт в Нижнепоповском
сельском Доме культуры. В День учителя, под руководством
художественного руководителя учреждения, школьники
поздравляют учителей-ветеранов, ныне уже не работающих.
Известно: нельзя построить ничего нового, если не
опираться на опыт старших поколений, если не уважать
сделанное ими. В этом году ребята во главе с Еленой
Абатуровой не только поздравили Раису Григорьевну
Соловьёву, много лет преподававшую в Нижнепоповской
школе химию и биологию, и учителя начальных классов
Нину Михайловну Буценко, но и
порадовали их своим художественным творчеством. Нина
Михайловна, кстати, и сама окончила Нижнепоповскую
школу, которая хоть и называлась так, но располагалась в
старом здании в хуторе Верхнем Попове. Кроме того, она
много лет была бессменным председателем профсоюзного
комитета школы и об этом все, кто работал в то время,
вспоминают с благодарностью. Учителя тоже не остались в
долгу и пригласили ребят за сладкий стол.
Вл. Лях |
|
*****
Раису Григорьевну Соловьёву пришли поздравить с Днем учителя
ученики под руководством работников сельского Дома культуры.
2018г
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Противоречия и парадоксы школьного образования уже давно привели
меня к мысли о необходимости перехода на компетентностный подход
в изучении биологии. Этот предмет мною – учителем перестал
рассматриваться как набор разделов биологии. Хотя знакомство с
разделами биологии не исключается, но эти знания становятся
составляющей общекультурного, мировоззренческого представления о
жизни как об уникальном, во многом непознанном, сложно
организованном процессе и о живом объекте (в широком смысле
этого слова) как сложной системе с особыми свойствами,
отличающими его от объектов неживой природы. Мне хотелось бы,
чтобы к окончанию школы учащиеся могли рассматривать живое,
используя законы химии, физики, положения философии. Видеть
эволюцию жизни в истории развития отдельного человека,
оценивать социальный опыт человечества с биологической
точки зрения. Понимать, что психология человека, его поведение
не сводится к совокупности биологических процессов, а
современная биология во многом еще не может объяснить
уникальность человека. Конечно, это программа-максимум, которая
во многом недостижима для каждого учащегося. Скорее, это
стратегическое направление, задаваемое учащимся для дальнейшего
познания мира и самопознания наряду с другими школьными
предметами. Однако можно выделить и конкретные результаты,
вполне достижимые к окончанию основной общеобразовательной
школы.
Во-первых, многообразие жизни, обширность проявлений живого в
окружающем мире позволяет дать возможность учащимся попробовать
себя в решении познавательных проблем различной сложности
(“открытие” основополагающего закона, либо некоторого частного
понятия) и характера (приобретение теоретического,
практического, либо фактического знания). Каждая такая проблема
требует от учащегося определения области незнания, выбора
адекватных способов достижения результата, обоснование этих
способов, решения коммуникативных задач и т. д. Учителю важно
так организовать изучение биологии, чтобы опыт такой
деятельности был у каждого учащегося максимально обширным в
соответствии с его возможностями и склонностями.
Во-вторых, необходимо обеспечить учащимся возможность
приобретения опыта познания с использованием методологии
естественных наук. Учитель должен ознакомить школьников со
способами решения познавательных задач определенного характера,
развивая при этом и соответствующие этим способам приемы
мышления. Например, для всех естественных наук характерно
моделирование изучаемых явлений, объектов в результате анализа,
обобщений, в ходе абстрагирования. Построение и изучение
соответствующей модели позволяет в дальнейшем объяснять
факты жизни. В биологии опыты, эксперименты, специально
организованные, и просто жизненные наблюдения занимают строго
определенное место в общем процессе открытия истины. А значит, и
в курсе школьной биологии они также должны быть необходимыми
средствами, применяемыми при решении возникшей познавательной
проблемы.
В-третьих, важно, чтобы учащиеся научились рассматривать живые
объекты любого уровня организации как важнейшую неотъемлемую
часть окружающего мира – сложнейшей системы, существование
которой определяется совокупностью законов биологии и в целом
законов существования мира.
В-четвертых, изучение таких сложных объектов как живые организмы
и таких сложных явлений как явления жизни позволяет привлекать
разнообразнейшие источники информации, а значит, и обеспечить
учащимся возможность приобретения опыта извлечения необходимой
информации из различных источников, ее компоновки и
преобразования. Учитель не имеет права ограничивать учащегося
рамками учебника, пусть даже самого подробного и
объемного. На сегодня в арсенале познающего живую природу есть
прекрасные представляющие уникальные факты видеофильмы.
Разработаны интересные компьютерные обучающие программы, где
текстовая информация дополняется видеофрагментами, динамическими
и статистическими таблицами, мультипликационными роликами. Очень
велико количество доступных качественных хорошо иллюстрированных
энциклопедий, справочников. Я уже не говорю об
Internet-ресурсах… Учителю в такой ситуации необходимо научить
ребят быстро и целенаправленно в зависимости от потребностей
ориентироваться в этом многообразии источников информации и
определять лучшие в зависимости от области незнания и
склонностей самого учащегося.
В-пятых, нельзя, естественно, отказаться от знаниевой
составляющей. Без определенного объема знаний невозможно
познание. Но они должны рассматриваться не как цель, но как
средство, а объем знаний, особенно фактических, должен
определяться уровнем интереса к данной области у каждого
учащегося и сложностью тех проблем, к решению которых они готовы
в данный момент своего образования. Естественно, что
данный список целей биологии как школьного предмета нельзя
считать строго структурированным или полным. Это всего лишь
пример того, что при компетентностном подходе школьный
предмет должен рассматриваться как средство социализации,
введения подрастающей личности в культурное пространство
человечества через создание для нее возможности приобретения как
можно более обширного опыта деятельности в различных
ситуациях.
В соответствии с обозначенными целями предмета изменяется объем
и структура материала, подлежащего освоению. При таком подходе
нет необходимости рассматривать все разнообразие накопленных
биологической наукой знаний. Это может быть целью только
для некоторых учащихся, чувствующих готовность и желание
участвовать в олимпиадах по биологии. С такими учениками
требуется организовывать специальную работу на уроке и во
внеурочное время, что при таком подходе не вызывает особых
сложностей. В целом же отбирается тот материал, на основе
которого можно обеспечить целостное и одновременно
многогранное представление о живых системах различного уровня
организации и процессах, обеспечивающих их существование. При
этом материал отбирается на основе некоторого основополагающего
и объединяющего все разделы положения. Это положение –
центр, вокруг которого разворачивается спираль познания,
захватывая все более обширную область знания. Логика
познавательного процесса в этом случае определяется все более
глубоким пониманием раскрываемого положения с учетом
психических, возрастных возможностей учащихся, объема
имеющихся
у них знаний
1. Вокальная группа: Соловьева Р.Г.,
Мурзина А.А., Смирнова Е.В.,
Казменкова Е.Т.; 2.
Р.Г.
Соловьеву в жюри школьного конкурса; 3. Р.Г. Соловьёва в
праздничной колонне Нижнепоповской школы. 9 мая 2018г; 4.
Ветераны труда перед началом митинга в честь Дня Победы. Р.Г.
Соловьёва - первая справа. 9 мая 2018г; 5. Учителя
Нижнепоповской ООШ Генералова
О.В.,
Крайнова Н.В., ветеран педагогического труда Соловьёва Р.Г.
5.10.2018г
10 сентября 2024г Р.Г. Соловьёва ушла из
жизни
На страницу
"Природа наших мест" |
|