|
ЛАЗАРЕВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель русского языка и литературы. Родилась 07.04.1955г в х.
Ленин Белокалитвинского района Ростовской области, там же
закончила школу. Работала воспитателем в детском саду, затем
поступила в Ростовский пединститут, закончила его в 1978г,
получив специальность учителя русского языка и литературы. С тех
пор работает в МОУ Нижнепоповская ООШ, куда попала по
распределению. С 2011г школа стала называться МБОУ
нижнепоповская ООШ.
ЛЮБИТ: детей, свою профессию, маленькую уютную школу, в которой
работает, перечитывать классику, Б. Акунина. Любит смотреть
старые фильмы, особенно комедии Э.Рязанова, общаться в
Интернете.
УВЛЕЧЕНИЯ: разведение комнатных и садовых цветов, клубники,
корнесобственных роз, садоводство и виноградарство, цифровое
фото.
С сентября 2016г вследствие
болезни ушла на заслуженный отдых, 27.11.2018г ушла из жизни
Страница 1
ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Где нет текста,
там нет и объекта для исследования и мышления (М.М. Бахтин)
Одним из направлений в преподавании русского языка в современной
школе является ориентированность на текст. В процессе
работы с текстом формируется языковая и коммуникативная
компетенция учеников, развивается дар слова, рождается «языковая
индивидуальность ученика» (М.М.Бахтин).
В самом общем смысле
коммуникативная компетенция – это способность человека решать
языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и
ситуациях обучения. Поскольку основной единицей общения является
текст (мы говорим не словами и даже не предложениями, а
текстами), то именно текст выступает в качестве высшей единицы
обучения. Таким образом, текстоцентрический принцип неразрывно
связан с коммуникативно - деятельностным подходом в обучении.
Языковая компетенция может быть
сформирована на единицах языка (в качестве высшей единицы
выступает предложение), а коммуникативная компетенция может быть
сформирована лишь на уровне текста. Таким образом, утверждение в
методике преподавания русского языка текстоцентрического
принципа обусловлено функциями текста в школьном процессе и в
учебнике, его ролью и статусом (текст является единицей
обучения, единицей контроля).
Одним из принципов
обучения родному языку является опора на чувство языка или
языковую интуицию. По словам Л.П. Федоренко «чувство языка
приобретается путём подражания говорящим, путем запоминания
речи, звучащей (написанной) в окружающей среде». Окружающая
среда - это мир текстов, которые мы слышим, читаем,
произносим. Это они создают атмосферу, в которой
живет, дышит, развивается ребёнок. Вот почему так важно
организовать обучающую среду на уроках русского языка. Эта
среда влияет на чувство языка, чувство слова.
Развитие, совершенствование
чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках
русского языка, как младших, так и в старших классах. Через
текст происходит приобщение учащихся к национальной
культуре; уроки русского языка включаются в единую систему
филологического образования. Работа с текстом на уроках русского
языка создаёт условия
- для осуществления функционального подхода при изучении
лексики, морфологии, синтаксиса;
- для формирования представлений о языковой системе, реализации
внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского
языка и литературы;
- для личностно-ориентированного преподавания русского языка,
для формирования языковой личности.
Опора на текст как речеведческое
понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении
лексики, морфологии, синтаксиса создаёт условия для
духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их
творческих способностей, ведь ученики обращаются к бесценному
богатству, каким являются произведения русской классики.
Тексты, выбранные учителем в
соответствии с особенностями возрастной психологии детей,
вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии,
оценить происходящее. Если один текст распределяется
на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.
Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят
проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы
предложений воспринимаются учениками как что-то лично им
необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор текстов
учитель может активизировать творческие силы обучаемого,
может не только давать знания, расширяющие кругозор ученика, но
и ставит его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им
самостоятельного решения. Благодаря тексту
современный урок может быть радостным и интересным. Что может
быть важнее этого?!
1,2
Урок в 9 классе; 3. На
встрече с выпускниками 1982года; 4. Грамота Булатова Романа за
работу на сайте "Про школу.ру", 2015г. Подобные
грамоты имеют и другие ученики; 5. Благодарность за подготовку
участников конкурса ДНР "Г.Я. Седов. Цель - Полюс". 2015г; 6. Скрин выполненного учеником
задания в режиме он-лайн"
Мои
родители Лебедевы Владимир Гаврилович и Екатерина
Григорьевна (до замужества Васильченко) - люди непростой судьбы,
они оба воевали, прошли всю войну, много работали в мирное
время, они стали примером для своих детей и внуков. Может быть
рассказ о них будет интересен и для других людей, особенно
молодых. А может откликнутся те, с кем воевали, работали,
встречались на жизненном пути.
Ниже - продолжение этой темы.
Отметины на сердце
(20.01.20)
В газете «Перекресток»
вышла публикация В. Сонкина «Зарубки на сердце»,
занявшая целый разворот. Я, конечно, не могу и мечтать о
таких масштабах на странице этого издания, и мои
материалы, превышающие по размеру заметку, обычно канут
в небытие независимо от оригинальности, новизны и прочих
качеств. Наверное, так же будет и с этим рассуждением,
но еще со студенческих лет я пишу не потому, что это
может быть где-то опубликовано, а потому, что «правда –
это маяк в жизни человека». Популярный нынче лозунг, не
часто, впрочем, реализуемый.
О самом факте публикации В. Сонкина можно
отозваться только положительно, о героях былых времен
писать нужно, и даже необходимо. И все-таки, хочу
кое-что добавить к сказанному. Несмотря на внушительный
объём, публикация так и не раскрыла до конца личность
героев повествования с точки зрения наших дней.
А послевоенная жизнь главы большой семьи Лебедевых,
в буквальном смысле, прошла на виду у жителей хутора
Ленина. 20 лет Владимир Гаврилович был здесь
председателем колхоза имени Ленина, председателем
сельского Совета! Да и как прекрасный семьянин, опытный
пчеловод, садовод, виноградарь, человек активной
жизненной позиции, он подавал прекрасный пример своим
землякам.
Хранительница семейного очага этой замечательной
семьи Екатерина Григорьевна Лебедева славна не только
фронтовой биографией. В мирное время она вместе с мужем
воспитала трех дочерей и двух сыновей! У супругов
одиннадцать внуков и четверо правнуков. Пятеро внуков
получили высшее образование, и бабушка с дедушкой
помогали им материально.
Екатерина Григорьевна поддерживала переписку с
редакцией городской газеты «Новый путь» украинского
города Лисичанска, где помнят и почитают своих
освободителей. Она к 60-летию Победы опубликовала
заметку и в «Перекрестке». Об отважной женщине, в
молодости мечтавшей стать лётчицей, писала в этой же
газете Татьяна Данилова в материале «Её фамилия
крылата», примерно в это же время публиковалась и
заметка В. Сонкина, названная почти так же, как сейчас –
«Зарубка на сердце». Она воспроизведена автором и в
последнем тексте.
Супруги Лебедевы не только посадили на нашей земле
сад-виноград, построили прекрасный дом, но и воспитали
два сына и три дочери. Это очень и очень важно, и не
только в нынешнее малодетное время, но и вообще всегда.
Это настоящая русская семья, достойная уважения ещё и за
этот подвиг!
Младшая из дочерей Лебедевых –
Валентина
Владимировна Лазарева много лет работала в нашей
Нижнепоповской школе, где я почти сорок лет был
директором. Когда она была замужем за моим приятелем
Евгением Каугановым, позже трагически погибшим, мы
дружили семьями и даже как-то ездили вместе в Туапсе, на
родину Жени. У него была машина Волга ГАЗ-21, что в те
годы было символом жизненного успеха.
Валентина Владимировна вела русский язык и
литературу, она знала и любила поэзию, на этой почве мы
часто общались. К тому же, она с энтузиазмом внедряла в
практику преподавания так называемый «региональный
компонент», то есть донской фольклор и произведения
донских писателей. Потом Валентина вышла замуж за
уроженца Нижнепопова, участника войны в Афганистане
Алексея Лазарева, и в этом браке родилась третья дочь,
названная в честь мамы Алексея и мамы Валентины, Катей.
Жизнь Алексея, к сожалению, оборвалась внезапно и очень
рано. На фотографии с сайта, озаглавленной «Большая
семья Лебедевых», супруги Лазаревы стоят слева. Самая
высокая в этой группе – старшая дочь В.В. Лазаревой
Елена, а перед ней стоит младшая Екатерина. Ну, а
впереди сидят, как и положено, супруги Лебедевы – в
парадных костюмах с наградами.
Однажды Валентина Владимировна принесла в школу
папку с фотографиями и газетными вырезками. Она
показывала мне эти, бережно хранимые ею материалы о
своих родителях с такой гордостью за них, за свою
большую и дружную семью, что эта история меня буквально
очаровала. Тогда и появилась мысль оформить
тематическую
страницу на сайте школы. В то время сайт был
официальным, а со временем поменял статус и стал
общественным. Эта веб-страница существует уже много лет,
пережив саму Валентину Владимировну, к сожалению, рано
ушедшую из жизни. Здесь помещены все материалы, часть
которых использована в очерке В. Сонкина.
Естественно, страница делалась именно для того,
чтобы её читали и использовали, но при этом стоило бы
делать ссылку на эти материалы. Этому надо когда-нибудь
научиться. Речь сейчас не только об уважении к
бескорыстному труду других людей, не только о культуре в
Интернете, и даже не только о возможности знакомства с
материалами других людей, которые могли бы использовать
ссылку.
Меня, в первую очередь, подвигла написать эти
строки память о Валентине Владимировне Лазаревой, моей
уважаемой коллеге, собиравшей и бережно хранившей
материалы о своих замечательных родителях. Они оба ушли
из жизни в один год. В июле 2008 года покинул наш мир
В.Г. Лебедев, а октябре 2008 года не стало Екатерины
Григорьевны. Она радовалась публикации в Интернете,
надеясь, что её, возможно, увидят бывшие однополчане.
Сама Екатерина Григорьевна смотрела страницу благодаря
дочери, хорошо освоившей компьютер и Интернет. И
доживали супруги Лебедевы именно в Нижнепопове, у
младшей дочери Валентины. А сама она провела последние
месяцы жизни у своих дочерей, в Ростове-на-Дону.
Упокоилась В.В. Лазарева в Нижнепопове, рядом со своим
супругом. А страницы на школьном сайте всё так же
повествуют о ней, её
педагогическом опыте, о
её замечательной
семье. Память
должна жить вечно. Не зря говорят, что люди живы, пока о
них помнят. Вл. Лях |
|
Страница
1,
2
Сайт учителя русского языка и литературы Лазаревой
В.В.
Новости |
|