|
Ломова Ирина
Игоревна, учитель русского языка
и литературы
|
Ломова Ирина Игоревна,
12.09.1949 г.р., закончила филологический факультет
Ростовского государственного педагогического института,
работала в СОШ № 3г. Белая Калитва, в МБОУ
Нижнепоповская ООШ работает с 1 сентября 2011г |
Использование ИКТ в преподавании русского языка как один из
элементов дифференцированного подхода в обучении
Большие возможности для внутренней дифференциации дает
использование ИКТ в организации учебно-воспитательного
процесса. К внутренней дифференциации мы относим гибкие, мягкие,
ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с
первых шагов в школе на уроке. Для этого в его распоряжении
должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику
выбирать удобные, интересные ему типы заданий, содержание
учебного материала, а также форму его выражения.
Использование ИКТ на уроках русского языка дает
учителю большие возможности. За небольшой промежуток времени
(урок – 45 минут) учитель может проверить как теоретические
знания учащихся по данной теме, так и практические. ИКТ можно
использовать на уроках – зачетах, уроках – практикумах.
Дифференцированный подход на этих уроках
организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой
форм работы. Необходимость организации групповой
дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм
деятельности учащихся следует
из требований развивающего характера обучения и принципа
индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального
его развития.
Групповой формой деятельности учащихся на
уроке называется такой способ организации учеников, если:
•перед типологическими группами
одновременно поставлена некоторая учебная цель;
•задания могут быть, как одинаковыми для всех групп, так и
дифференцированными для каждой группы;
•групповая форма деятельности реализует отношение “учитель –
группа – ученик”;
•степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит
за работой групп, помогает консультантам осуществлять
руководство в группе;
•группы представляют творческий отчет о проделанной работе.
Индивидуальной формой деятельности
является такой способ организации работы, когда:
•перед всеми учащимися одновременно
поставлена некоторая цель, как сугубо индивидуальная личная цель
деятельности;
•дифференцированные задания осуществляются с учетом
принадлежности учащихся к группам А, В, С и Д;
•выполнение задания осуществляет каждый ученик самостоятельно;
•отдельным учащимся оказывается особая помощь;
•подводятся итоги деятельности каждого ученика.
Реально в каждом классе
выделяются четыре типологические группы, названные условно А, В,
С и Д. В группу “А” входят учащиеся, знающие сверх программы, в
“В” – с хорошим уровнем знаний и умений, в “С” – с минимальным
уровнем знаний и умений, в “Д” – не достигших минимального
уровня.
С помощью дифференцированных форм учебной
деятельности могут быть реализованы следующие цели. С
учащимися групп “А” и “В”:
•расширение и углубление знаний по данной
теме;
•развитие устойчивого интереса к предмету, углубление
представлений о роли русского языка в жизни;
•доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и
способов деятельности.
С учащимися группы “С”:
•создание соответствующих условий для ликвидации пробелов в
знаниях, актуализация знаний для успешного усвоения нового
материала;
•развитие и закрепление интереса к русскому языку и учебной
деятельности;
•формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно
работать над заданием;
•доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и
способов деятельности.
С учащимися группы “Д”:
•ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
•развитие навыков и умений осуществлять самостоятельно
деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить
изученный материал;
•доведение учащихся до минимального уровня знаний и способов
деятельности.
Одним из способов включения слабых учащихся в
продуктивную учебную деятельность является использование
дозированной помощи, разработанной в рамках исследования по
коррекционной педагогике. Выделено три основных вида такой
помощи:
•стимулирующая помощь: заключается в
дополнительном побуждении к деятельности или поиску допущенной
ошибки;
•направляющая помощь: заключается в обозначении тех знаний,
которые необходимо активизировать для выполнения задания;
•обучающая помощь – учитель подробно разбирает вместе с учеником
весь ход рассуждения, необходимый для выполнения задания.
Дозированная помощь включается в текст самого
задания (в качестве вспомогательных средств используются схемы,
чертежи, начало выполнения задания и т.д.) Таким образом, суть
дифференцированного подхода заключается не в облегчении
содержания материала, а в нахождении пути, по которому
должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному
выполнению задания. Для проведения уроков – зачетов,
уроков – практикумов с использованием ИКТ класс делится на 2-3
группы. В каждой группе выбирается консультант. Время работы в
каждой группе 10–12 минут.
1 группа работает на персональных
компьютерах, выполняя задания теста. (индивидуальная
дифференцированная работа). Учащиеся могут самостоятельно
выбрать уровень сложности теста (тест разработан в двух уровнях
сложности: 1 уровень – основной, 2 уровень повышенной
сложности).Перспектива: к концу изучения темы учащиеся групп “В”
и “С” могут выбрать тест повышенной сложности и проверить
свои знания по данной теме. Вследствие этого:
•повышается интерес учащихся к изучаемому
предмету русский язык;
•стремление выполнить задания сложного уровня.
Консультанты вносят в протоколы оценки, которые
получили ученики группы за тест, индивидуальные карточки, за
работу в творческой лаборатории.
2 группа работает по индивидуальным карточкам
(индивидуальная дифференцированная работа). Здесь учащимся тоже
предоставляется возможность выбора задания. Выбрав карточку
основного уровня и справившись с ней, ученик может взять
карточку повышенной сложности, требующей нестандартного подхода
для ее выполнения.Таким образом, каждый продвигается вперед
индивидуально, в своем собственном темпе.
Работа с тестом и индивидуальными
карточками способствует развитию самостоятельности учащихся,
формирует чувство ответственности. Ребятам дается
возможность решить проблему, не прибегая к помощи учителя и
одноклассников.
3 группа работает в творческой лаборатории
(групповая дифференцированная работа).
Работа в группе способствует развитию и формированию у
учащихся моральных и нравственных качеств личности. Школьники
учатся не только выслушивать мнения своих товарищей, но и
находить общее решение проблемы. Учащиеся при работе над
творческим заданием учатся высказывать свое мнение (идет
развитие устной связной речи). А так как творческую работу надо
оформить письменно (и развитие письменной речи).
В конце урока группы отчитываются перед всем
классом. При оценке творческих работ учитывается грамотное
оформление работы, соответствие работы предложенному
заданию, выразительное чтение. По окончанию работы группы
меняются заданиями (учащиеся 1 группы теперь в течение 10
– 12 минут работают по индивидуальным карточкам, учащиеся 2
группы работают в творческой лаборатории, учащиеся 3
группы на персональных компьютерах и т.д.)
Использование ИКТ на уроках русского языка
показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не
боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых
заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть
программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться
с заданиями теста на компьютере. Правильная организация
уроков с использованием ИКТ требует, чтобы каждый ребенок был
занят решением посильной для него задачи, так как при этом
условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед
учителем стоит задача: видеть в уроке не только
учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения
этой проблемы применительно к каждому ребенку.
Дифференцированный подход необходим на всех этапах
усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна
без переосмысления основ процесса обучения. В первую
очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик –
учитель. Учитель из организатора учебной работы становится
своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это
изменение влияет на отбор и организацию содержания
обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное
обучение становится катализатором передовой педагогической
теории, ориентированной на развитие личности обучаемого,
способного реализовать свои собственные, в том числе и
образовательные проекты и стремящегося к самосовершенствованию
на протяжении всей жизни.
Таким образом, использование ИКТ на уроках позволяет
учащимся получать знания, повышая качество и собственную
ответственность за результат.
И
далёкое становится близким
(15.04.20)
Дистанционное обучение
С
6 апреля школы России перешли на дистанционный формат
обучения из-за пандемии коронавируса. Прошло немногим
более недели, и есть уже первые оценки качества этого
процесса. Один из них, проведённый среди родителей
11-классников, показывает, что четверть опрошенных
родителей крайне негативно оценили нынешнее
дистанционное обучение, отметив, что оно плохо
организовано. При этом 60% респондентов нравится то, как
учебные заведения смогли это сделать, несмотря на
некоторые недостатки существующей системы. Родители
назвали отрицательными сторонами удаленного формата
ухудшение качества обучения – 65%, отсутствие удобной
платформы – 50%, а также перекладывание ответственности
на родителей за процесс обучения – 45%. Еще около 38%
опрошенных заявили, что им некогда заниматься уроками
из-за работы, 34% рассказали, что не могут понять
инструкции по выполнению заданий, 30% респондентов
объяснили, что у них нет ноутбука или компьютера, а 42%
отметили, что некоторые семьи в данной ситуации
государство и органы соцзащиты должны обеспечить
компьютерами, что, в общем-то, вполне логично. Среди
плюсов домашнего обучения родители назвали меньший риск
заболеть (56%), удобный график (39%), питание домашней
едой (34%) и привитие самостоятельности (34%). Об этом
опросе сообщило ТАСС.
А как проводится обучение в Нижнепоповской школе?
Вот что рассказала учитель русского языка и литературы,
учитель высшей квалификационной категории Ирина Игоревна
Ломова, работающая в пятом, седьмом и восьмом классах. «Провожу
дистанционное обучение с применением мессенджера
WhatsApp, а также материалов сайта «Решу ВПР, Гущин».
Печатные учебные пособия используются те же, что и
обычно.
Уроки проводятся в соответствии с планом и по
расписанию. Объяснение материала осуществляется в режиме
голосовых сообщений и с помощью видеосвязи, как в режиме
конференции, так и индивидуально. Отчеты о выполнении
заданий по каждой работе тоже принимаются с помощью
WhatsApp. Это что касается уроков русского языка.
Задания по литературе записываются в голосовой почте,
ученики присылают фотоотчет по каждой работе.
Стихотворения, прочитанные по памяти, записываются в
виде видеороликов и также пересылаются по WhatsApp.
Обратная связь обеспечивается также посредством
голосовой почты и этого же мессенджера.
Не выходят на связь одна
пятиклассница и одна восьмиклассница – из-за отсутствия
компьютеров и подключения к Интернет. Классные
руководители поставили в известность родителей этих
учениц. Выполненные работы по окончании дистанционного
обучения будут сданы учителю. Все полученные
оценки выставляются в электронный журнал.
Надо отметить, что у школы в прошлом был опыт организации
дистанционного обучения математике одного из школьников
по медицинским показаниям. По его собственному выбору,
часть занятий проводились с помощью мессенджера Скайп.
Ученик успешно окончил школу и сейчас учится в
техникуме.
Ещё мнения родителей |
Про
Скалозуба, Акакия Башмачкина и кукиш
(26.11.19)
Сны мои вещие
Я знаю Ирину Игоревну Ломову
очень давно. Сначала со слов её супруга Юрия Васильевича
– сотрудника архитектурного отдела, с которым когда-то
учился в Ростовской партшколе, а потом узнал и воочию,
когда в 2012 году я пригласил её работать в
Нижнепоповскую школу, где был директором. Преподавая
русский язык и литературу, И.И. Ломова сразу же показала
себя надёжным профессионалом и общительным,
доброжелательным человеком. Но, в то же время, ей всегда
была присуща принципиальность и нетерпимость ко всяким
проявлениям несправедливости, безответственности и
высокомерной глупости. Всегда прекрасно выглядящая, со
вкусом одетая и уверенная в себе, в таких случаях она
порой реагировала резко и бескомпромиссно. Тут, как
говорится, ей палец в рот не клади. Ну, что делать,
любой профессионал – это личность, с которой надо
считаться. Посредственность же обычно покладиста и
готова к услугам, чем бывает весьма удобна для такого же
посредственного руководства.
Не так давно мы недолго общались на празднике
120-летия школы, и вдруг этот учитель, много лет
работавшая в городской школе № 3, явилась мне во сне.
Кто знает, к чему снятся учителя русского языка и
литературы?
Да ведь не просто приснилась, а явилась как
действующее лицо сценки с участием литературных героев,
хорошо мне знакомых. И вижу я, представьте, заседает
какая-то мутная комиссия под председательством
полковника Скалозуба из «Горе от ума». Витийствует,
поучая учителя высшей категории, гоголевский переписчик
бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин, изгнанный, вроде, из
какой-то школы. Аттестовали его авансом, как
соответствующего занимаемой должности, а он никак не мог
начать соответствовать – вот и толкнули Акакича
на выход. Тут же присутствует,
одобряя Акакия и поощрительно улыбаясь внушительному
Скалозубу, купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова с нелепым
цветком в волосах. Ну и еще, туманно видится мне, ютятся
поодаль бабушка с обильно напудренной внучкой своей
Красной Шапочкой. Обе, судя по виду, готовы принять
любой поворот начальственной воли.
Скалозуб с важным видом Осла, задумавшего сыграть
квартет, время от времени вставляет в акакиевский спич
фразочки про то, что «лучше вам написать заявление по
собственному желанию, а то я… прокуратуру, да я…
участкового… да княгиню Марью Алексевну…» Он не
договорил, ибо тут случилось невероятное. Уважаемая
учитель, паче чаяния, свернула внушительную дулю и
грациозно поднесла её прямо к
чуткому носу Скалозуба. Немая сцена в лучших традициях
Станиславского, Немировича-Данченко и Галины Волчек
вместе взятых. Все опешили.
Что было дальше, мне увидеть не удалось –
проснулся. Бррр – вот приснится же такое. Какая-то
комиссия «отца Денисия»... Нет,
не может быть такой смешной комиссии на самом деле! Да и
не могут все эти персонажи поучать учителя высшей
категории. Конечно, не могут, такими специалистами
дорожить надо! Но что-то это всё значит, не может же
такой сон присниться просто так. А? Как вы думаете,
друзья? Вл. Лях |
|
Читали «живую классику»
(21.02.19)
21 февраля ежегодно отмечается Международный день
родного языка. В этот день в нашей школе состоялся
школьный этап конкурса юных чтецов «Живая классика», в
котором участвовали все изъявившие желание учащиеся 5 –
8 классов. Они читали отрывки из произведений русской
прозаической классики.
Юные чтецы не только стремились к выразительности
чтения, но и пытались перевоплотиться в героев выбранных
ими произведений. Победителем стала шестиклассница
Атанесян Диана, прочитавшая стихотворение в прозе
«Воробей» И.С. Тургенева, двухсотлетие со дня рождения
которого культурная общественность отметила в 2018 году.
Диану подготовила учитель Ирина Игоревна Ломова.
Призерами школьного этапа конкурса стали также
Рудяшкина Анна (6 класс, К. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками», учитель Ломова И.И.) и Крылов Артем (5
класс, «Мальчик со шпагой» Владислава Крапивина, учитель
Кудинова Л.В.). Эти ребята будут представлять
Нижнепоповскую школу на муниципальном этапе конкурса,
который состоится в марте.
|
*****
1-2. На открытом уроке литературы в
6 классе по теме "У каждой собаки своя судьба" 7 декабря 2012г;
3. Благодарственное письмо И.И. Ломовой за подготовку участников
конкурса ДНР "Г.Я. Седов. Цель - Полюс". 2015г;
4. Урок литературы - презентация книги
Владимира Ляха "Мои причалы", май
2016г; 5. Итоговое собеседование по русскому языку в Нижнепоповской
школе. 13.04.2018г; 6. Коллеги поздравляют И.И. Ломову с юбилеем.
14.09.2018г
Репетиция экзамена
(10.03.17)
"Тяжело
в ученье - легко в бою",- кто не знает этих слов легендарного
российского полководца?! Ну, а поскольку главный "бой" для
выпускников этого года - сдача государственных экзаменов, то
именно подготовка к ним стоит сейчас на повестке дня. Сделано в
этом направлении немало: проведены собрания, изучены нормативные
и инструктивные материалы, планомерно повторяется пройденный
материал. Но важны также и конкретные навыки работы с бланками
ответов, психологическая готовность выдержать почти
четырехчасовой экзаменационный марафон. Именно с этой целью
проводятся репетиции экзамена в условиях, так сказать,
приближенных к "боевым". Такое мероприятие провела 10 марта
учитель русского языка и литературы
И.И. Ломова.
Все было по-серьёзному: список на двери, выдача вариантов,
паспорта, бланки и т.п.. Результаты экзамена помогли наметить
направления дальнейшей работы по устранению пробелов в знаниях,
выработке индивидуальной тактики сдачи экзамена для каждого
выпускника. План подготовки к ГИА-2017 предусматривает репетиции
и по другим экзаменам, которые предстоит сдавать нынешним
девятиклассникам.
Кадры
РУССКИЙ ЯЗЫК И
ЛИТЕРАТУРА. ОБМЕН
ОПЫТОМ
Сайт И.И. Ломовой
Рабочие листы дистанционного обучения (6-30 апреля 2020г) |
|