|
Эстафета поколений.
СЛАВА
ТЕБЕ, ГОСПОДИ, ЧТО МЫ - КАЗАКИ!
Страница 1
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ КАЗАКИ ДОНСКИЕ
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ПРИДОНЬЯ
В
далёкие времена там, где сейчас располагается Ростовская
область, простирались покрытые высокими травами степи.
По берегам рек темнели густые леса, в зарослях
терновника, бузины и калины водились дикие козы, хищные
барсы, медведи и волки. В степях пасли свои
многочисленные стада и табуны люди могучего кочевого
народа – скифы. В незапамятные времена пришли они из
глубин Азии и поселились здесь, на привольных донских
просторах. Жили скифы большими группами – племенами. Во
главе племени стоял военный вождь – царь. Он имел
большую власть, и все слушались его беспрекословно.
Особо почитались у скифов люди преклонного возраста,
умудрённые жизненным опытом. Они составляли совет
старейшин. И, когда надо было решить какой-либо сложный
вопрос, царь обращался к ним. Многие вопросы своей жизни
скифы решали на народных собраниях, куда сходились все
взрослые люди племени – мужчины, и женщины.
Скифы
были очень воинственным и храбрым народом. Многие
чужеземные цари и правители хотели подчинить скифов
своей воле, но это им не удавалось. Скифы сумели
победить даже очень сильную и многочисленную армию
персов, пришедших с юга. Это было две с половиной тысячи
лет назад.
Кроме скифов, на донской земле жили племена ещё одного
большого народа – сарматов. Самыми крупными сарматскими
племенами были язиги и аланы. Они во многом походили на
скифов. Говорили на похожем языке. Так же, как скифы,
кочевали по степи, разводили скот и лошадей. Но
некоторые племена сарматов уже занимались земледелием –
выращивали хлеб, лук, лён. Скифы и сарматы жили в степях,
а по берегам Азовского моря – тогда оно называлось
Меотидой – селились беспокойные греки и строили свои
города. Одним из таких городов был Танаис. Построили его
две тысячи триста лет назад на правом берегу притока
Дона – Мёртвого Донца, в пяти километрах от места
впадения Дона в Азовское море, неподалёку от нынешнего
хутора Недвиговка. Сначала Танаис находился под властью
царя сильного Боспорского государства. Но потом – а это
случилось около двух тысяч лет назад – отказался ему
повиноваться. Боспорский царь Полемон пошёл на Танаис
войной и разрушил его. Но город возродился и отстроился
заново. Учёные провели раскопки на том месте, где стоял
Танаис, и установили, как он выглядел. Каждую его
сторону обозначали огромные земляные валы длиной двести
метров. На валах высились каменные стены. Перед валами
пролегали глубокие рвы, наполненные водой. В городе было
немало каменных строений. Некоторые улицы и центральная
площадь были вымощены каменными плитами. Кроме греков в
Танаисе жили меоты, сарматы и люди многих других местных
племён. Греки увозили отсюда красную рыбу, мёд, шерсть,
а привозили посуду, вино, одежду, украшения. Полторы
тысячи лет назад, в 375году нашей эры, на Танаис напали
племена гуннов, пришедших с востока. Они разрушили город
теперь уже навсегда.
Гунны вытеснили из придонских степей сарматов и пошли
дальше в Западную Европу. Там, на территории современной
Франции, произошла сильная битва, в которой гунны были
разгромлены. Вскоре после этого царь гуннов Аттила умер
– и их государство распалось. Этим воспользовались
племена аваров. Они пришли на Дон из-за Волги и изгнали
гуннов. Потом, в 7 веке нашей эры, на Дону появились
хазары. Они построили здесь сильную крепость Саркел. Но
с севера их стали теснить могучие и храбрые славяне –
далёкие предки нынешних русских, украинцев и белорусов.
Тысячу лет назад киевский князь Святослав выступил
против хазар, разгромил их войско и разрушил крепость
Саркел. На смену хазарам на Дон пришли полчища печенегов
и половцев. Они часто нападали на Русь, и русские
княжества вели с ними постоянные войны. Но между
русскими князьями не было единства, и им никак не
удавалось изгнать кочевников из придонских степей. Много
страданий и горя пришлось пережить тогда русским людям.
Этому времени посвящён замечательный памятник русской
литературы «Слово о полку Игореве». Он рассказывает о
походе русского войска под предводительством
новгород-северского князя Игоря Святославича против
половцев. Битва с половцами, описанная в «Слове»
проходила на Диком поле – в бескрайней донской степи, у
речки Каялы, и закончилась она печально. Русское войско
было разбито, а сам князь Игорь ранен и взят в плен.
Позже ему удалось бежать из половецкого плена. Одна из
версий, выдвинутая и обоснованная историком Петром
Иосифовичем Ковешниковым, работавшим в Шолоховской СОШ
№8, позже уехавшим в Москву, гласит, что исторической
речкой Каялой могла быть наша река Калитва. В честь
этого события на Караул-горе в г. Белая Калитва
установлен памятник. Прошло немного времени, и
придонские степи огласились гортанными криками воинов на
маленьких, юрких лошадках. Это вторглись на просторы
Дикого поля орды татаро-монгольских завоевателей.. Их
привёл могущественный хан Батый , внук Чингисхана. Он
объединил под своей властью разноплеменные народы в
огромное государство – Золотую Орду. Словно огненный
вихрь, пронеслись захватчики по донским степям,
уничтожая всё живое на своём пути. Они двинулись на Русь
и захватили многие города, сожгли сотни селений. На два
с половиной столетия Русь попала в зависимость от
Золотой Орды. Но не смирился русский народ с чужеземным
гнётом. |
|
Страница
1,
2,
3,
4
Продолжение
Казачьему роду нет переводу
Казачий словарь
30
лет Усть-Белокалитвинскому юрту.
Диалектика казачьего возрождения |
|
|
|
Форма одежды казаков
Мельникова 5-го полка в 1812-14годах (потом на его основе был
сформирован 10-й Донской казачий полк). Одеты 10-го Донского казачьего
генерала Луковкина полка хорунжий Тропин, станицы Константиновской,
старший урядник Бородин, станицы Калитвенской,
казак Новоайдарсков, станицы Гундоровской. Сняты в Замостье в феврале
1914г
НОВЫЕ
КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ
Все люди равны и нет народов больших и малых! Потому никогда не
гордись казачеством! Не считай сына другого народа ниже или глупее себя,
но будь равно добр и открыт всем – как аукнется, так и откликнется!
Помни: по тебе судят о народе твоём! Будь прост, но не подобострастен.
Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни,
что каждое слово твоё – слово народа твоего, да не будет оно в осуждение
его! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни –
воля твоя в воле Божьей, а потому, свободно выбрав путь свой, служи
верно! Помни: воля – не своеволие! Лихость – не разбой, а доблесть – не
жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны! Не
мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив.
Сразив врага, будь милостив!
|
|