"Уважение к прошлому - вот черта,
отделяющая образованность от дикости". А.С. Пушкин.
Большинство фотографий на странице выполнены
студией фотографики "Фотон" в г. Белая Калитва
|
ИСТОРИЯ
НИЖНЕПОПОВСКОЙ ШКОЛЫ,
страница 5
Праздник в честь
120-ЛЕТИЯ ШКОЛЫ (продолжение
юбилейной страницы)
Юбилей
120 лет. Это много или нет?
продолжение
После окончания официальной части праздника была предоставлена
возможность выступить некоторым участникам. В частности, выступила
выпускница далёкого 1953 года Анна Александровна
Мурзина. «Мы - дети военных лет. Из книг, кинофильмов можно узнать,
что принесла нам война. Полную разруху, голод, да ещё почти каждая в
хуторе семья кого-то потеряла. Очень тяжело было в послевоенное время. И
всё-таки в 1946 году мы пошли в школу, хотя не было книг, тетрадей, даже
ручек, писали, в основном на газетах. Школа была в хуторе
Верхнепоповском. И, хотя это были три дома, но для нас это всегда было,
есть и будет самое родное место. Уже нет тех домов, всё равно это место
не забывается, родней его нет. Чем старше мы становимся, тем больней это
всплывает в памяти. Очень тогда хотелось учиться. Своих учителей мы
любили, они нам заменили матерей и отцов, школа была для нас вторым
домом. Сегодня наших учителей никого нет, все они ушли в иной мир, мы,
пока будем жить, всегда будем их помнить. Они нас научили любить,
уважать людей, ценить жизнь. Им тоже тогда жилось очень тяжело. Все: и
мы, и они были полуголодными, полураздетыми, и всё равно детство было –
самое лучшее время.
Помню первую послевоенную ёлку, давали подарки, конфеты
(карамельные «подушечки» с повидлом), от радости все плакали. Каждый
что-то получил. А так как наш отец погиб, я получила ботинки, одевала их
только в школу, берегла. Конечно, сейчас современные дети могут не
поверить, что так было, но наше поколение всё это прошло и испытало,
всего просто нельзя описать. Но хочу сказать, что нас, детей было очень
много после войны и ходили в один класс дети разного года рождения, это
не мешало в учёбе. Классы были «а», «б», «в», «г» и так до 7 класса,
ведь тогда была семилетка.
Сегодняшним ученикам я желаю: цените время, пока вы в школе,
это никогда не повторится, потом будут только воспоминания. Уважайте
своих учителей. Когда приходите в класс, вы ничего не знаете, а когда
уходите в большую жизнь –
вы становитесь грамотными, эрудированными и это – заслуга учителей, они
вас ведут в мир знаний все 9 лет. Большое им спасибо. Вы это поймёте,
когда пройдёт много лет». Своё выступление А.А. Мурзина завершила
стихотворными строчками
собственного сочинения.
Выступил также экс-директор школы, руководивший ею с
1979 года по 2018-й, член Союза писателей России
Владимир Петрович Лях. В частности, он сказал: «Сегодня мы отмечаем
120 лет Нижнепоповской школы, из этой внушительной череды лет третья
часть – моя. Сорок три года, таков мой стаж на единственном месте работы
– в этой школе. Тридцать девять лет из них – директором.
В годы своей работы я никогда не добивался авторитета
иначе, чем с помощью компетентности, уровня подготовки, реальной работы
по своему предмету. Проводил открытые уроки, публиковал статьи на
педагогические темы в печати, показывал, как нужно обращаться с
современной техникой, выступал на педсоветах, совещаниях, дважды побывал
на Всесоюзных съездах. В одном случае в результате выборов, а в другом –
по приглашению редакции журнала «Физика в школе». И все современные
идеи, решения, приёмы и методы внедрялись в практику работы школы. И
еще, очень много мне приходилось делать своими руками не в теории, а на
самой что ни на есть практике, и, надо заметить, сделанное и по сей день
живёт в стенах школы.
Система образования должна развиваться и дальше, школа
должна становиться лучше и лучше, отвечая на социальный заказ общества –
это как раз та цель, ради которой только и стоило провести этот
замечательный праздник. Чтобы уверенно смотреть в будущее, нужно
хорошо знать историю, ибо ничего нельзя построить на пустом месте. И для
успеха необходимы два главных условия: квалифицированное, умное и
деятельное руководство и коллектив, объединённый единой программой
развития. Нет коллектива - нет и развития. И я желаю коллективу школы
достижения высоких стандартов обучения и воспитания молодёжи, а также
много радости и от профессиональных успехов, и от должной оценки труда
учителей со стороны власти и общества».
После краткого рассказа о приоритетах школы в
период его работы, В.П. Лях прочитал два стихотворения. Одно –
о старой
школе, размещавшейся в хуторе Верхний Попов, а второе – о нынешней.
Оно называется
«Вальс
выпускников», и много раз исполнялось на выпускных вечерах и
праздниках последнего звонка.
На экране прошёл видеофильм, где фотографии прошлых лет,
интервью с жителями хутора сменялись кадрами современного бытия школы.
На смену статичной фотографии приходит динамичное, гораздо более
информативное видео, и это замечательно. Но вот фильм закончился, и в
работу снова включились ведущие.
Когда-то я, принимая их на работу, не ошибся, и теперь эти
педагоги в полной мере раскрыли свои таланты на пользу учащихся школы.
Без Анастасии Геннадьевны Бойцовой, потомственной
казачки, трудно представить теперь работу по казачьему направлению.
Стоит посмотреть, как она фланкирует шашкой! Да и вообще, Анастасия
Геннадьевна – человек инициативный, ответственный, переживающий за дело,
а не только за свой личный успех. Не случайно А.Г.
Бойцову хорошо знают в районе, и её не раз уже «сватали»
в другие школы.
Ольга Валентина Генералова поначалу непросто
адаптировалась к сельской малокомплектной школе, хуторскому быту –
раньше она работала в вузе. Но творческий человек всегда найдёт себе
применение. Её ученики сразу же обнаружили таланты к
изобразительному искусству, и секрет этого был прост: сама Ольга
Валентиновна рисует, фотографирует, снимает видео и вообще – она
творческий человек, и это очень важно! Она не говорит об этом, но всё
равно – талант не скроешь.
О.В. Генералова по настроению, как она говорит, пишет стихи. Например,
такие:
С днём учителя!
Вас поздравляю с праздником, друзья!
В работе вашей – жизни лейтмотив.
И важен он, как песня соловья,
И нет ему ни в чем альтернатив.
Пусть даже принимая валидол,
Ругая мир, что так несправедлив,
Вы верите, что меньшее из зол –
С надеждой ждать у берега прилив.
И пусть иссохла стылая земля,
И не цветы на ней, а только соль,
На горизонте точку корабля
Увидите, как некогда Ассоль.
Ну, вот и всё. Ведущие подводят черту под официальной частью
праздника, благодарят всех за участие. Очередной юбилей школы состоялся.
Участники, однако, не расходятся. Люди общаются, то и дело образуются
группки для фотографирования, кто-то рассматривает фотографии на большом
баннере «Поздравляем, школа!», отражающим прошлое и настоящее
учреждения. Среди участников, рассматривающих фотографии, вижу
белокалитвинского поэта Виктора Минеева, но
поговорить нам не дают – подходят Сергей Анатольевич
Буценко, в своё время преподававший в школе физкультуру, а позже –
техноогию и ОБЖ и его супруга Олеся Васильевна –
тренер и учитель физкультуры. Виктор Минеев –
это дядя Олеси Васильевны, и они отходят в сторонку, чтобы
сфотографироваться на память. А потом фотографируется целая учительская
династия: Нина Михайловна Буценко, её сын
Сергей Анатольевич и его жена
Олеся Васильевна. Ну и мы тоже фотографируемся с
Валентиной Ивановной Кучеровой и
Фиранией Павловной Бабичевой, к нам
присоединяется Ирина Николаевна Клёнова, много лет бывшая председателем
школьного родительского комитета.
Между тем людей в зале остается всё меньше и
меньше. Для фотографирования на общее фото, вопреки ожиданиям, никого не
зовут, видимо это не предусмотрено программой праздника. Ну, а вообще, не
лишним было бы появиться перед людьми, неравнодушными к судьбе школы, а
именно такие и собрались на праздник, тем, кто пришел сюда работать в
начале текущего учебного года. По сути дела, у руководителя школы есть
только один инструмент для эффективной работы – это педагогический
коллектив, и в нём не должно быть тех, кого иронично называют "урокодателями". Именно поэтому мы в годы своей работы всегда уделяли
сплочённости коллектива, нацеленности его на единые задачи максимум
внимания. Приятно было слышать от коллег, что у нас был дружный
коллектив - именно так это и было. И мы всегда считали это одной из
основных наших ценностей.
Под музыку, что всё ещё звучит, мы покидаем спортивный
зал через пожарный выход – так ближе. Когда мы уже вышли со
школьного двора Анастасия Геннадьевна, открывая
дверь своего «Матиза», спросила, понравилось ли нам? - Конечно!- ответили
мы в один голос, и это было искренне. Как может не понравиться встреча с
теми, с кем столько пройдено, создано и достигнуто, с кем делили поровну
победы и поражения! До свидания, школа!
До новых встреч и новых свершений!
К началу
юбилейной страницы
Показательное
выступление ансамбля мажореток-барабанщиц "Золотые эполеты" 120-летний
юбилей Нижнепоповской школы. Эпизод награждения Казачья
песня и фланкировка шашками
Выступает В.П. Лях. Фрагмент выступления
Яблоневый сад
при школе – воспоминание о будущем
(5.12.20)
Об этих фотографиях, где запечатлена учитель русского языка и
литературы и классный руководитель В.В.
Лазарева со своими воспитанниками,
говорилось ранее, но сейчас речь пойдёт о другом. Мы
поговорим о месте, на котором сделаны снимки. А сделаны они на
фоне яблоневого сада перед зданием школы. Почему я об этом
говорю? Ну, хотя бы потому, что это - история школы, однако дело
не только в этом.
Когда я уже ушел из школы, в районной газете как-то мельком
прочитал о планах нового руководства разбить около школы
яблоневый сад. К этому времени меня уже ничего не удивляло, но
все-таки мелькнула мысль: ну почему было не поговорить с теми,
кто работал ранее?! Почему не понять для себя, чем жила школа,
почему не посоветоваться?!
Яблони были посажены перед школой еще при моём
предшественнике – Афанасии Григорьевиче Казменкове, но со
временем деревья старели, и мы на месте некоторых стали сажать
абрикосы. Пробовали высаживать вишни и сливы, но от этого
пришлось отказаться из-за корневой поросли, осложнявшей прополку
сада. Проблема была еще и в том, что на яблонях бывали полчища
гусениц, а обработать рослые деревья было сложно, хотя несколько
раз я их обрабатывал собственным опрыскивателем. Но дело еще и в
том, что яблоки ели дети, и это не могло не беспокомить.
Много лет у школы был пришкольный участок в балке, прямо
напротив школы. Он был, как и школьный двор, обсажен по
периметру пирамидальными тополями, называемыми по-местному
раинами. Часть этих тополей сохранилась и поныне. Участок был
огорожен деревянным частоколом. Каждую весну под руководством
учителя химии и биологии Р.Г. Соловьёвой,
там сажали картофель, томаты, огурцы, кукурузу, горох, просо, но
главной культурой была тыква. Урожай этой культуры сдавали в
колхоз, за что получали какие-то деньги, расходовавшиеся на
школьные праздники. Попутно замечу, что сдавали в колхоз еще и
сибирьковые веники, изготовленные нашими учениками – это тоже
приносило скромный, но всё-таки доход. Кстати, покосившийся
деревянный сарай за школьным забором в 1960-е годы служил для
разведения кроликов, но это было еще до нашего прихода в школу.
В 1990-е годы, когда население в значительной мере осталось
без средств к существованию, пришкольный участок население стало
буквально грабить. Пользуясь тем, что сторожей в те годы не
было, да они бы и не уследили за балкой, лихие людишки
выкапывали картошку, собирали помидоры, ломали кукурузные
початки и т.д. Дело дошло до того, что стали растаскивать на
дрова забор. В общем, с участком в балке пришлось распрощаться.
Вот тогда и пришла мысль разбить участок на половине сада.
Деревья понемногу корчевали, и земля освобождалась. В это же
время отдел образования стал настойчиво пропагандировать
школьные дендрарии, то есть коллекции растений. Участь второй
половины сада была, таким образом, тоже решена. Правда,
дендрарий как-то не особенно прижился, а потом это новшество и
вообще, как это у нас бывает, утратило актуальность.
Стоит заметить, что наш пришкольный учебно-опытный участок,
которым заведовали на новом месте двое – учитель биологии
В.И. Кучерова и учитель технологии
В.И. Писков, занимал призовые места в
районном конкурсе. Учитель технологии обеспечивал проведение
трудоёмких подготовительных работ: обработку почвы, обрезку и
раскорчёвку деревьев и кустарников и т.п., а учитель биологии
занималась работами по своему профилю: закладывала опыты,
организовывала заготовку семян, поведение посевных и уходных
работ, высадку цветов, подкормку птиц.
Вдоль здания школы был ряд конских каштанов и катальп,
которые пришлось удалить, поскольку они стали затемнять окна, и
освещенность в классах была ниже нормы. Это приводило к
необходимости включать лампы, что вызывало перерасход
электроэнергии, за который порой приходилось писать
объяснительные. Да и для зрения школьников такой режим освещения
был не очень полезен. Потом я увидел, что на том же месте опять
сажают деревья, купленные на деньги родителей. Как говорится, с
энтузиазмом наступают на прежние грабли. И причина та же самая –
высокомерие по отношению к предшествующему опыту и истории
школы. Что делать, невежество почти всегда бывает самоуверенным.
Со стороны двора вдоль здания были большие кусты дикой
смородины, которые мы ежегодно подстригали, чтобы они не
затеняли окна. В ходе капитального ремонта смородину строители
убрали, больше ее уже не сажали. Потом новое руководство и в
этом месте посадило деревья, неизвестно, с какой целью. Скорее
всего, без всякой цели и идеи.
А на фото, с которых мы начали разговор, как раз и
изображен яблоневый сад – там часто фотографировались участники
школьных торжеств. На одной из фотографий видна беседка. Всего
их было две, сварил их ветеран войны
Василий Степанович Ганощенко с моей помощью. На скамейках в этих
беседках любили сидеть ученики. Но потом, в годы
«демократизации», эти уютные скамейки облюбовали любители
выпить. Они нещадно мусорили, ломали металлические конструкции,
и беседки пришлось убрать, как и несколько скамеек во дворе.
Напротив торца здания мастерских был так называемый
«зелёный класс» – большая беседка, увитая плющом, там был стол и
скамейки по обе стороны. Иногда там проходили уроки, в беседке
проводили инструктажи учителя физкультуры. И этот «зеленый
класс» тоже, в результате деятельности вандалов, а также из-за
помех строителям пришлось убрать.
А вообще, озеленением и благоустройством двора мы
занимались постоянно, и делалось в этом направлении очень много.
Географическая площадка, спортивная трапеция, спортивные
снаряды, капитальное ограждение и т.д. Двор и сад были
радиофицированы, и идущих на занятия учеников встречала музыка.
На переменах в здании и во дворе тоже работал школьный
радиоузел. Вот такова, вкратце, история «яблоневого сада».
В.Лях |
|
Страница
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7
Назад
Новости
|
|