"Уважение к прошлому - вот черта,
отделяющая образованность от дикости". А.С. Пушкин. |
ИСТОРИЯ
НИЖНЕПОПОВСКОЙ ШКОЛЫ,
страница3
МАТЕРИАЛЫ К
120-ЛЕТИЮ ШКОЛЫ
Нижнепоповской школе – 120 лет
1899-2019
Двадцать лет назад, 2 октября 1999 года, школа в хуторе
Нижнепопове отмечала своё столетие. Это было большое, яркое
событие, в котором участвовало большое число людей. И жителей
хутора, и тех, кто приехал из разных мест, чтобы отметить юбилей
своей альма матер.
Подготовка к празднованию началась задолго до самого
праздника, датой которого было выбрано 2 октября, и позже было
решено в эту дату отмечать день рождения школы ежегодно. Это
предложила ученица Ольга Какурина. Впредь, в этот день проходили
торжественные линейки, конкурсы рисунков на асфальте и другие
мероприятия.
День 2 октября 1999 года выпал тёплый, безветренный,
характерный в наших местах для бабьего лета. С утра прошёл
торжественный урок в школе. Он состоялся в спортивном зале, где
за столиками со сладкими угощениями собрались выпускники разных
лет, бывшие и действующие учителя, работники школы, ученики
старших классов и просто гости. На стенах были представлены
картины выпускника школы, самодеятельного художника Ивана
Ерёменко.
После выступлений директора школы
В.П. Ляха,
ветеранов педагогического труда, почётных гостей и школьников
проходили экскурсии по школе. В музее, в учебных кабинетах
собирались выпускники разных лет, вспоминали, делились
впечатлениями – все это было очень трогательно.
Затем состоялось торжественное собрание в сельском Дворце
культуры, где начальник отдела образования Н.Н. Кудинов вручил в
подарок школе телевизор, от Белокалитвинского хлебоприёмного
предприятия юбилярам был преподнесён огромный торт и настенные
часы, были также и другие дары. Потом состоялся концерт, в
котором участвовали местные творческие силы. Зрители впервые
услышали песню Ивана Ерёменко на стихи выпускника школы,
белокалитвинского поэта
Виктора
Минеева «Поповка», здесь же впервые прозвучали
самодеятельные песни Владимира Ляха
«Вальс
выпускников Нижнепоповской школы» и
«Память о школе», написанная по воспоминаниям выпускников
послевоенных лет.
Заключительным событием празднования стал дружеский ужин,
где присутствовали представители руководства района, хутора
Нижнепопов, педагоги и почётные гости. Тогда была сделана
коллективная фотография, запечатлевшая учителей и гостей школы.
Сразу после праздника, в выпуске телепрограммы «Белокалитвинская
панорама» был показан сюжет о юбилее Нижнепоповской школы,
подготовленный телестудией «Майдан», подробно о событии сообщала
также газета «Перекрёсток».
В 2019 году исполняется 120 лет с того времени, как школа
в хуторе Нижнепопов, начавшая свою историю с казачьего куреня в
хуторе Верхнепоповском, начала сеять разумное, доброе, вечное.
Теперь, к сожалению, к истории не всегда относятся с должным
уважением. В одной из школ мне довелось видеть, как в ходе
замены деревянных стендов на типовые картонные планшеты была
выброшена
доска с именами выпускников школы,
окончивших её «с отличием». Она была начата сразу
после войны и связывала многие поколения выпускников этой школы.
Причём, там были отличники-родители, а затем отличники-дети из
этих семей. Чем не повод изучить этот опыт семейного
воспитания?! В прошлом можно найти ответы и на многие другие
вопросы нашего времени. Стандартизация, профилизация,
компьютеризация, которая еще недавно представлялась панацеей от
всех бед и т.д. и т.п.
– чего только не внедрялось в наше
образование! Но давайте честно ответим на простой вопрос:
принесло ли это всё небывалый подъём уровня образованности,
решение назревших проблем в молодёжной среде? Увы, отвечать
приходится отрицательно.
Думаю, что забвение, пренебрежительное, утилитарное
отношение к истории – это в корне неправильно и антикультурно.
И особенно это недопустимо в образовании, где как раз и
формируется мировоззрение будущего гражданина. «Учителями
славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать
учителей!» – это слова поэта Андрея Дементьева, с которыми
невозможно не согласиться. Нельзя быть Иванами, не помнящими
родства, нельзя растить таких Иванов. Забывая историю, мы
перестаём быть самими собой, перестаём понимать откуда, куда и
зачем идём. Когда-то гениальный учёный Исаак Ньютон утверждал,
что он сделал фундаментальные открытия только потому, что «стоял
на плечах гигантов». Мы все «стоим на плечах» тех, кто был до
нас. В связи с юбилеем, на этом сайте будут публиковаться
материалы об
истории Нижнепоповской школы, о тех
«гигантах»,
на
«плечах»
которых она стоит.
Владимир Лях |
|
|
|
«И устарела старина, И старым
бредит новизна».
А.С. Пушкин
(10.06.19)
"На фоне
Пушкина снимается семейство..." Б. Окуджава
6
июня по мир отметил 220-летие со дня рождения Александра
Сергеевича Пушкина. По словам Белинского, «Пушкин был
выражением современного ему мира, представителем современного
ему человечества; но мира русского, но человечества русского».
Поэт Аполлон Григорьев был более краток и афористичен,
провозгласив, популярную максиму «Пушкин – наше всё». И неважно,
что у каждого человека – свой Пушкин: кому-то более интересны
сказки поэта, кто-то наслаждается его проникновенной лирикой или
хрустальной прозрачностью пушкинской прозы. Личность А.С.
Пушкина, его литературное наследие интересны и актуальны для
новых и новых поколений. Неузнаваемо изменилась Москва за два с
лишним века, а мы всё так же говорим о ней словами из «Евгения
Онегина»: «Москва... как много в этом звуке Для сердца русского
слилось!»
У каждого человека, воспитанного в русской культуре, с
Пушкиным связано очень многое. Среди первых литературных
впечатлений обязательно присутствуют волшебные сказки поэта. А
ещё – школьные уроки, утренники, постановки. Я, например, до сих
пор помню себя в роли Балды – в парике из пакли, в красной
рубахе ниже пояса, перехваченной куском верёвки, и с
нарисованными хитроватыми веснушками. В роли попа дебютировал
тогда мой друг Жека Смелов. А позже мы, соревнуясь с
параллельным классом, на площадке в школьном палисаднике
инсценировали описание Лукоморья из поэмы «Руслан и Людмила».
Потом этой идеей я поделился со своей институтской группой, и на
пионерской практике эта весёлая «пьеса» очаровала взыскательное
жюри.
А ещё, не могу не вспомнить замечательного учителя
литературы, недолго работавшую вместо штатной учительницы в
Нижнепоповской школе, Александру Фёдоровну Токареву. Мне, тогда
директору этой школы, пришлось приложить немало усилий, чтобы
найти хорошего специалиста, отринув несколько кандидатур. К тому
времени Токарева, работавшая до этого в городских школах № 3 и №
6, как раз была свободна. «Что за комиссия, создатель» ездить из
города в Нижнюю Поповку в то время, но она ездила, потому что
обожала свою работу! А ещё Александра Фёдоровна очень любила
Пушкина и глубоко его понимала.
Не знаю, помнят ли ученики тех лет, но мне запомнились на
всю жизнь школьные линейки 27, 28 и 29 января 1990 года, на
которых А.Ф. Токарева с искренним трагизмом говорила о дуэли и
тяжёлом ранении Пушкина, потом о событиях в доме № 12 на
набережной Мойки. Это был не просто, как теперь говорят, эффект
присутствия. Это напоминало происходившее два века назад, когда
Василий Андреевич Жуковский выходил к людям, стоящим в тревоге
на морозе, и сообщал о состоянии Александра Сергеевича. Позднее
В. А. Жуковский регулярно вывешивал бюллетени о ходе болезни для
ожидающих на улице граждан. Впервые в России тысячи людей пришли
к дому умирающего Поэта! В считанные часы живой Пушкин обрел
Бессмертие!
В конце недолгой работы в Нижнепоповской школе Александра
Фёдоровна провела удивительный по настроению праздник в честь
Дня славянской письменности и культуры, и он тоже запомнился. А
ещё, она предложила подарить ветеранам войны вышитые своими
руками кисеты, которые в годы войны были очень популярны на
фронте. Токарева сама пошила заготовки, а дети вышили на них
надписи. Прошедшие войну были очень тронуты. Один из таких
кисетов у меня случайно сохранился, и теперь напоминает о давно
прошедшем времени и о прекрасном учителе, рядом с которым мне
посчастливилось работать – Александре Фёдоровне Токаревой.
В. Лях
|
1. Педагоги Нижнепоповской
школы. Слева направо: В.И. Писков, Александра Фёдоровна
Токарева, В.И. Кучерова, Л.Н. Кнурёва, Р.Г. Соловьёва, В.Н.
Мурзина, Н.М. Буценко, А.П. Лях, директор В.П. Лях.
Май 1990г; 2. Сувенирный кисет работы
А.Ф. Токаревой; 3. Студенческая интерпретация
«Лукоморья».
Четвёртая слева - А.П. Лях. 1975 год. |
Программированное обучение в
докомпьютерную эру
(12.08.19)
К 120-летию
Нижнепоповской школы
Выходя
из школы, я невольно бросил взгляд в открытую дверь спортивного
зала. Там стояли свежеокрашенные столы из кабинета русского
языка. Я понял это по заблудившимся во времени пластмассовым
коробочкам на столешницах, которые когда-то сам же и монтировал.
И я поймал себя на мысли, что теперь уже никто и не знает, что
это за приспособления и зачем они нужны.
В 1979 году меня, двадцатипятилетнего учителя,
отработавшего обязательные три года, назначили директором
Нижнепоповской школы, и сразу же мы, вместе с педагогическим
коллективом, взяли курс на дальнейшее повышение эффективности
образовательного процесса. Важным направлением этой работы стало
совершенствование технической вооружённости педагога. Еще
работая учителем физики, я смонтировал в своём кабинете
современный Автоматический модульный класс АМК-1, позволявший
организовать интерактивное общение с учеником на разных этапах
урока. Причем, это оборудование с помощью многоконтактных
разъёмов было установлено еще и в помещении начальных классов.
Многие свои разработки того времени я
описывал в журнале «Физика в школе». Как активного автора
редакция этого издания пригласила меня для участия в
Учредительном съезде Физического общества СССР и Ассоциации
учителей физики СССР. Но это было позже, в 1989 году.
А коробочки на столах – это остатки другого устройства,
предназначенного для группового контроля и программированного
обучения. Оно также было установлено в двух кабинетах –
математики и русского языка. Учителя называли это оборудование «проводо`чки».
Эту технику мы доработали ещё и для проведения магнитофонных
диктантов, что было новаторской методикой. Эти диктанты
регулярно проводились для группы учеников, другие школьники в
это время делали иную работу. Так выделялось время для решения
сложных задач с продвинутыми учащимися.
Таким образом, задолго до нашествия компьютеров, мы уже
организовывали разноуровневое и интерактивное обучение. А
компьютеры, к слову, в лице популярных тогда среди молодежи
ZX-Spectrum, тоже появились в нашей школе раньше других, ещё в
начале 1990-х годов.
Нижнепоповская школа в это время была флагманом инноваций
в образовании и районным методическим кабинетом издавались
плакаты и буклеты, описывающие передовой педагогический опыт
школы. В декабре 1988 года директор Нижнепоповской школы был
избран делегатом на Всесоюзный съезд работников народного
образования. Это был последний съезд советского времени,
наметивший грандиозную программу модернизации системы
образования. в стране. В.
Лях
|
|
Это было тридцать лет назад
(23.08.19)
120 лет
Нижнепоповской школе
Я случайно увидел в сети
стильную фотографию, запечатлевшую нескольких выпускников
Нижнепоповской школы, закончивших её 30 лет назад. Этот выпуск и
в моей учительской судьбе оставил особенный след, хотя,
возможно, выпускники об этом даже и не вспомнили.
Вообще конец восьмидесятых - это было необычное время.
Горбачёвская «перестройка», ожидание перемен в обществе, которые
тогда казались обновлением и возвращением к «общечеловеческим
ценностям». Молодежь очень активна. У всех на слуху песни
группы «Кино», Виктор Цой – идол молодежной субкультуры. В 1988
году выходит знаменитый альбом «Группа крови», а через год -
альбом «Последний герой», в котором прозвучала, или лучше
сказать, прогремела, культовая песня «Хочу перемен», актуальная
и в нынешнее время. Вслед за этим альбомом выходит альбом
«Звезда по имени Солнце», где прозвучала популярная песня «Пачка
сигарет». Её охотно пели даже и те, кто не курил, так
оптимистично и мобилизующе она звучала.
В это же время достигает апогея популярность группы
«Наутилус Помпилиус», и её создатель Алексей Бутусов получает
премию имени Ленинского Комсомола. Разве что из утюгов не звучат
в это время песни «Наутилуса» из альбома «Разлука»: «Шар цвета
хаки», «Праздник общей беды», «Скованные одной цепью». Огромная
страна строит «социализм с человеческим лицом, но уже ощущается,
что происходит нечто иное. Об этом со сцены прямо говорит Игорь
Тальков, к 1989 году написавший более двухсот песен. Самая
известная из них – «Чистые пруды», но были и другие, имевшие
острый протестный политический подтекст: «Россия», «Родина моя»,
«Я вернусь». Чуть ли со всех экранов звучали слова Талькова: «Я
пророчить не берусь, но точно знаю, что вернусь, Пусть даже
через сто веков в страну не дураков, а гениев». Вернуться, увы,
не случилось, Игорь Тальков погиб, так и не узнав об итогах
«перестройки».
Не узнал он и того, что его сын - певец, композитор Игорь
Тальков - младший будет баллотироваться от партии КПРФ в
Тульскую областную думу от города Щекино, который является
родиной его отца. Молодой артист утверждает, что он полгода
общался с коммунистами, прежде чем вступить в партию, и после
того как увидел, что там работают неравнодушные люди, решил
попробовать себя в политике, чтобы задавать властям неудобные
вопросы обо всем происходящем в стране. Да уж, нет пророка в
своём отечестве…
Ну, а тогда страна жила на подъёме, везде проходили выборы
всего и всех: директоров, начальников, делегаций, властей, на
собраниях обязательно были «свободные» микрофоны в зале.
Казалось, что это и есть демократия, и что так будет теперь
всегда. Осенью 1988 года в стране началась подготовка к
Всесоюзному съезду работников народного, да - тогда еще
народного, образования. Это было время учителей-новаторов, время
перемен. Но власти, как обычно, всё решили сами, наметили
делегатов, однако, не тут-то было. Пришлось проводить выборы.
Так я попал в делегацию Ростовской области.
Вернулся из Москвы окрыленный, с желанием многое изменить
не только в своей работе, но и помочь сделать это другим. Вместе
с заведующей районо Т.А. Авраменко мы объехали весь район,
выступал я и в учреждениях города. На съезде мы были от Белой
Калитвы вдвоем с учителем из школы № 3 города А.С. Носачевой,
позже ставшей Заслуженным учителем РФ.
Весной ушла в декретный отпуск
Валентина Владимировна Кауганова (Лазарева), классная руководительница выпускного класса. На уроке
физики, рассказывая о звуковом резонансе, я показал ученикам
свою песню, посвященную школе и выпускникам. Им песня
понравилась, и ребята вдруг предложили мне побыть у них классным
руководителем. Это директору школы было не положено, но я
согласился. И начальник отдела Н.Н. Кудинов тоже не стал
возражать.
Мы составили план работы, стали готовиться к экзаменам, к
выпускному, а потом, когда все получили аттестаты, решили
сходить в поход. Правда, пешком было пройдено немного, а большую
часть пути проделали на колхозном автобусе «Кубань». Пешком
пришли в хутор Богатов и осмотрели знаменитый в то время
школьный музей. А потом два дня провели около Донца напротив
хутора Какичева. Ловили рыбу, купались, а по Донцу плыли и плыли
баржи, груженные щебенкой. Пели песни у костра, готовили еду на
местной ключевой воде, играли в волейбол, собирали траву
зверобой, которая в тех местах растет в изобилии. В общем, это
время осталось в памяти. И вот – прошло тридцать лет.
В. Лях
Страница
выпускников |
|
Говорит школьное радио
(30.08.19)
120 лет
Нижнепоповской школе
В августе1976 года мы приехали в Белую
Калитву по распределению, и тогдашний заведующий райОНО Николай
Алексеевич Ткачёв на УАЗике привез нас супругой в Нижний Попов.
После короткого знакомства, я сразу же предложил директору школу
Афанасию Григорьевичу Казменкову придумать какое-либо заметное
дело по профилю учителя физики и математики, чтобы увлечь им
школьников и помочь развитию школы. В итоге остановились на
оборудовании радиоузла. Директор оказался человеком дела, и еще
до начала учебного года в физкабинете стояли коробки с новой
техникой, привезенные из Каменск-Шахтинского филиала Ростовского
магазина наглядных пособий. Это был 100-ваттный ламповый
усилитель ТУ-100, ламповый же радиоприёмник «Казахстан»,
проигрыватель грампластинок, магнитофон и громкоговоритель
«Колокол».
Хуторяне к идее отнеслись с большим энтузиазмом, и вскоре
Николай Фёдорович Мурзин, живший через дорогу от школы, принёс с
шахты, где он работал, большой моток красного многожильного
провода, предназначенного для взрывных работ. Розеток найти не
смогли, и поэтому их решили сделать сами из толстой фанеры и
лабораторных клемм. С первых дней работы я начал работу
физико-технического кружка, которая потом продолжалась много
лет, хотя это было очень непросто. Кроме подготовки к урокам,
приходилось делать заготовки для кружковцев, но зато ребята
работали с увлечением и на уроках, и после них. Одним из самых
активных был Анатолий Самоходкин, теперь уже дедушка, и живет он
через дорогу от нас.
Электроинструмента в школе не было, отверстия в стенах
долбили обломком напильника, забивали деревянные пробки, и к ним
крепили провода. Были проведены отдельные линии в классы,
коридоры, служебные помещения, во двор. Перед Новым годом
состоялась первая радиопередача, встреченная с восторгом.
Появились дикторы, поначалу жутко боявшиеся микрофона. Но со
временем это наладилось. Хорошо получалось у Марины Алексеевой,
теперь она Золотых, и школу окончила уже ее дочь Маша, с которой
мы иногда общаемся на Ютубе. Думаю, что из Марины мог бы
получиться неплохой радио- или тележурналист, но всё сложилось
иначе.
В 1980-е годы из поселка Сосны в Нижнепопов была протянута
линия радиотрансляции, мы завели ее в школу, и какое-то время
там работало проводное радио. Но желающих стать абонентами в
хуторе нашлось немного, и линия постепенно пришла в негодность.
В 2006 году в школе был капитальный ремонт, и линии
школьной радиосети оказались под гипсокартоном. Возникла идея
сделать замкнутую систему телевидения, для чего во всех классах
постепенно были установлены телевизоры. Но до конца идею так и
не удалось воплотить в жизнь. Да и ученики теперь уже не такие
энтузиасты, как в прошлые годы.
В. Лях |
|
Физики и техники Нижнепоповской
школы
(8.09.19)
120 лет
Нижнепоповской школе
С самого начала своей работы
я стал вести физико-технический кружок. Это не только помогало
привлечь учеников в кабинет физики и дать им дополнительную
возможность быть успешными. Это облегчало и мне самому
оборудование кабинета, оснащение школы с технической стороны. За
годы работы кружка через него прошли десятки учащихся разных
поколений, которые приобрели технические навыки, освоили
различные идеи и ноу-хау своего времени. Даже и став директором,
я продолжал вести кружок. Эта работа нравилась мне самому, она
нравилась и многим моим ученикам.
Мы проводили выставки своего творчества в школе, заранее
настраивая младших учеников на будущее участие в работе кружка,
участвовали во всех районных выставках и посылали работы в
Ростов-на-Дону. В областной выставке в школьные годы
участвовали, в частности, Владимир Анатольевич Буценко и Сергей
Николаевич Терехов. Кстати, соединительные провода с
наконечниками, изготовленные Владимиром Буценко, и по сей день
используются во время лабораторных работ.
Многие разработки кружка я предлагал коллегам со страниц
журнала «Физика в школе». Приспособление к гидропрессу для
демонстрации выдавливания масла из семян подсолнечника,
устройство для автоматического счета предметов, действующие
модели поршневых и центробежных насосов, гидропресса, устройства
для игры «Зарница», настенные электровикторины и многое другое
было сделано в кружке. А еще были различные модели: автомобили,
в том числе с радиоуправлением, электронные качели,
радиоприёмники, планеры, резиномоторные модели самолётов,
приборы и так далее.
Применение в школе имели электронный индикатор попаданий
для стрельбы из пневматического оружия, а также цветомузыкальное
устройство для общешкольных мероприятий. Теперь не все знают,
что такое ЦМУ, а в 1970-е годы и позже – это была мечта многих.
Играет музыка и, в соответствии с ней, мигают лампы
определенного цвета – таких устройств было сделано несколько.
Сначала делали их на транзисторах, а потом, когда появилась
элементная база, стали собирать более мощные, для сетевых ламп –
на тиристорах.
Ну, и, кроме всего прочего, ремонтировалось оборудование
не только своей школы, но и других, порой на взаимовыгодной
основе. В частности, школьники возвращали к жизни популярные в
то время киноаппараты КПШ, электрофоны и магнитофоны,
перематывали трансформаторы, конструировали питающие устройства.
В то время это было важно не только для отработки практических
навыков, но и с точки зрения экономии средств, модернизации
существующего оборудования и развития материальной базы. Ну, и
потом, это была Школа физики – именно так называется мой сайт,
вернее сказать, два одноимённых сайта на разных хостингах.
Правда, созданы они были гораздо позже, в начале двухтысячных
годов.
Страница юбилея школы
Рассказ "Открытие"
Учитель
- призвание творческое (видео) |
|
|
Мы играли в «Зарницу»
(16.09.19)
120 лет Нижнепоповской школе
Французский
литератор 19 века Жак Пеше издал как-то от имени мадемуазель
Розы Бертэн придуманные им самим «мемуары портнихи королевы
Марии Антуанетты». В них он высказал популярный по сей день
афоризм: «Новое – это хорошо забытое старое». Подобную
мыль высказал еще в 14 веке английский поэт Джефри Чосер,
которого в начале 19 века процитировал Вальтер Скотт. Не чужд
этой истины оказался и российский стихотворец К. М. Фофанов,
ставший автором фразы «Ах, экономна мудрость бытия: все новое
в ней шьется из старья». Эти слова приходят в голову, когда
заходит речь о созданной не так давно «Юнармии».
Многим людям, детство которых пришлось на советскую пору,
вспоминается в этой связи увлекательная военизированная игра
«Зарница», которая кое-где проводится ещё и сейчас. А впервые
она была проведена еще в 1967 году, и участвовали в новой игре
дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Участников игры
называли юнармейцами. Позже старших
школьников объединила игра «Орлёнок», а «Зарница» стала
проводиться среди учащихся основной ступени. Через короткое
время «Зарница» распространилась по всему СССР, став невероятно
популярной. Статистика утверждает, что суммарно в играх приняли
участие свыше 20 миллионов ребят со всего Союза. Проводилась
такая игра и в Нижнепоповской школе, обычно она проходила
накануне Дня Победы.
К выходу на место готовились заранее: учились преодолевать
полосу препятствий, отрабатывали элементы туристской техники, на
время ставили и собирали палатку, метали гранаты, разжигали и
правильно тушили костер, переносили «раненых» на носилках,
бегали в противогазах и т.д. Проводилась игра в живописном месте
у реки Калитва в районе Поповских криниц, где собиралась вся
школа: каждую команду дружно поддерживали болельщики. По-своему
участвовали в этом мероприятии и младшие ученики - для них
проводилась «Зарничка». Подготовка к игре «Зарница» проводилась
под руководством учителя физкультуры В.И.
Пискова, позже его сменил С.А. Буценко.
Со временем полевая программа, ради экономии времени,
упростилась, а в более ранних версиях на местности проводилась,
кроме традиционных видов, стрельба из пневматического оружия и
передача телефонограмм с помощью полевой линии. Сперва
использовались однопроводные коммутаторные телефонные аппараты
(вторым проводом служила земля), а позже были собраны в
физико-техническом кружке транзисторные аппараты связи. К слову,
в этом кружке было изготовлено и еще несколько устройств
специально для игры «Зарница», в том числе «миноискатель». Их
описания потом мы опубликовали в журнале «Физика в школе».
Целью игры был захват флага соперников. Игрок каждой команды
получал погоны соответствующего цвета, и, если эти погоны
срывали, он считался «убитым». Ну, а после игры все собирались
на поляне для подведения итогов и угощались обедом,
приготовленным за время «боевых действий» специально
назначенными «кашеварами».
Стоит отметить, что игра и подготовка к игре «Зарница»
никогда не проводилась за счет учебного времени. Кроме
военизированной игры, в канун Дня Советской Армии проводились
смотры строя и песни, в которых участвовали различные «рода
войск». К ним тоже тщательно готовились, делали костюмы,
отрабатывали шаг и разучивали строевую песню. Завершался
праздник, как правило, чаепитием.
В. Лях
Видеоролик
"Что главное в школе" |
|
Встреча через 45 лет
(26.09.19)
Летом 2014 года выпускники
1974 года собирались, чтобы отметить 40-летний юбилей со времени
окончания Нижнепоповской школы и встретиться со своей первой
учительницей Ниной Михайловной Буценко.
Многие из выпускников живут в Нижнепопове, в Белой Калитве или
неподалеку: Виктор Минеев, Алексей
Лукьяненко, Павел Холостов, Александр Бородин, Наталья Быкова...
Но Светлану Ивановну Крылову, ныне Тихонову, судьба забросила в
Усольский район Иркутской области, в село с рыцарским названием
Мальта.
В сентябре этого года Светлана Ивановна снова
побывала в родном хуторе и навестила свою первую учительницу
Н.М. Буценко. На этот раз у неё дома. С момента окончания школы
прошло 45 лет, а самой школе в октябре исполняется 120 лет.
В. Лях |
Двигаться дальше, можно только основываясь на достижениях
прошлого
(5.10.19)
В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World
Teaches' Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. Россия сразу же
присоединилась к этой инициативе. А впервые праздник отметили в
Советском Союзе в 1965 году, и тогда День учителя приходился на
29 сентября. Надо заметить, что в СССР учитель был окружен
уважением и вниманием государства и общества не только на
словах: о педагогах снимали фильмы и слагали песни. Согласно
Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года
«О праздничных и памятных датах», Днём учителя стало первое
воскресенье октября, и так было до 1994 года.
Отношение к учителям – это один из важных показателей
цивилизованности общества. Отто Бисмарк, к примеру, утверждал:
«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя
и приходские священники», то есть те люди, которые заняты делом
формирования личности в новых поколениях. Отношение к работникам
образования – это не только и не столько поздравления в
профессиональный праздник, это система поддержки «сеятелей
разумного, доброго и вечного» вообще. И не только в масштабе
государственной политики. В День учителя вручают знаки
«Заслуженный учитель РФ». Это звание, по положению, присваивают
педагогам, посвятившим делу воспитания и обучения более 15 лет и
внесшим в него значительный вклад. Много ли мы знаем имён таких
лауреатов, слышим ли их авторитетное мнение по поводу
общественно значимых вопросов, в том числе и в образовании?!
Учитель перестал быть востребован как личность, и это весьма
прискорбно. Теперь никто не вспоминает титанов педагогики вроде
Константина Ушинского, Василия Сухомлинского или Антона
Макаренко. Зато нам знакомо мизантропское мнение Грефа, барские
рассуждения Фурсенко, ратующего за подготовку «квалифицированных
потребителей», предложение министра Васильевой о возможности
преподавания истории «любителями» без специального образования.
Вот вам срез авторитета учителя в нынешнем обществе.
В самом начале моей работы директором, я начал с
того, что потратил неделю на изучение архива, дабы понять
историю и принципы работы своей школы. А потом была организована
не «инаугурация», а поездка учителей в областной центр с целью
посещения театра. Пригласили, в том числе, и бывших работников,
чему они были безмерно рады. Потом такие «погружения в культуру»
мы проводили регулярно. В большинстве своем тогдашние учителя
интересовались кинофильмами, театром и «даже» читали книги.
Разговоры в учительской были нередко посвящены таким темам.
Уважение к педагогической классике, к истории школы, к
тем, кто создал многое в ней, кто посвятил годы жизни её
развитию – это важно, и это ярко характеризует культуру и
уровень руководства учебным заведением. А отношение к кадрам –
это еще и одно из условий успешной работы. Убирая из школы
неудобных профессионалов, создавая условия, чтобы они ушли и не
мешали «руководить», незадачливый администратор ожидаемо
сталкивается с невозможностью организовать качественное
преподавание. Порой, даже и основных предметов. Уроки становятся
только «нагрузкой» для желающих больше получать, оказывая
«услуги». Именно так теперь официально определяется суть
педагогической деятельности.
Мы же, если было нужно, приглашали бывших работников на
замещение, и учебный план реализовывался всегда профессионально
и полно. Посещали учителей-ветеранов дома, оказывали
материальную помощь тем, кто тяжело болел или попал в трудную
ситуацию – и из бюджетных средств на эти цели, и по линии
профсоюзной организации. И в этом тоже авторитет учителя.
Много лет признанным профсоюзным лидером была
Нина Михайловна Буценко, после
августовской конференции в тенистой беседке во дворе Буценко,
часто собирались коллеги и проводили импровизированный
«педсовет». Позже профоргом стала Фирания
Павловна Бабичева, благодаря которой, к слову, в школе
по-настоящему расцвела художественная самодеятельность.
Педсоветы проходили живо, и это не была раздача
указаний и зачитывание «речей» по бумажке. Люди реально
принимали решения, как это и должно быть, они отнюдь не
чувствовали себя пассивными исполнителями и не боялись
высказывать своё мнение. Когда появилась возможность,
часть обсуждений стали вести через Интернет, и принятие решений
стало делом нескольких минут. Обсуждалось всё: принципы
начисления выплат, тарификация, необходимость приобретения
оборудования, планы ремонта и т.д. При этом никто не ограничивал
общение педагогов с кем угодно, – как ни дико, но даже такое
теперь бывает. Все работники, кому это было нужно, имели ключ от
входной двери и чувствовали себя в школе хозяевами, а не
наемными подёнщиками. Они могли прийти, позаниматься в своих
кабинетах, подготовиться к предстоящему занятию или провести
его, а кто-то, приезжая издалека, не был вынужден мерзнуть под
дверью. И, надо заметить, никогда ничего негативного не
случилось.
Всегда, при любой возможности, мы подавали
представления на педагогов с целью их награждения, и они
получали награды, если отдел образования поддерживал эту
инициативу. Портфолио всех педагогов уже много лет можно видеть
на общественном сайте, созданном, к слову, директором совместно
с активными учителями.
Заместители директора, по-простому – завучи, всегда
были ближе к учителям, чем к директору, и это позволяло
учитывать все пожелания, замечания и мнения работников в полной
мере. Мне повезло работать с Людмилой Николаевной Кнуревой и
сменившей ее на этом непростом и ответственном посту Валентиной
Ивановной Кучеровой. Они делали очень важную и ответственную
работу, и делали её хорошо.
Директор никогда не собирал компромат на неугодных, не
проводил политику кнута и пряника, не поддерживал никаких
группировок и не изображал из себя вождя. Наиболее важные
решения принимались коллективно. Когда учителя решили выйти из
профсоюза, то, несмотря на всё давление извне, это решение
поддерживалось несколько лет до того, пока требования педагогов
не были выполнены, и руководство районного профкома не
встретилось с коллективом.
Мы создавали учителям условия для работы. Ежегодно
дооборудовались учебные кабинеты, они оснащались самыми
современными средствами обучения. При этом многое делалось, как
ни странно это выглядит теперь, руками директора. И сейчас в
каждом кабинете розетки около столов и телевизоров, антенны,
локальная сеть, и многое другое напоминают об этом. Всегда по
первому сигналу ремонтировалась и настраивалась техника,
заправлялись картриджи, ко Дню учителя и к 8 марта выдавались
наборы канцелярских принадлежностей, ежегодно приобреталось
новое учебное оборудование по заявкам педагогов.
Директор никогда не добивался авторитета иначе, чем с
помощью компетентности, интеллекта, реальной работы по своему
предмету. Проводил открытые уроки, публиковал статьи на
педагогические темы в печати, показывал, как нужно обращаться с
современной техникой, выступал на педсоветах, совещаниях, дважды
побывал на Всесоюзных съездах. В одном случае в результате
выборов, а в другом – по приглашению редакции журнала «Физика в
школе». И все современные идеи, решения, приёмы и методы
внедрялись в практику работы школы.
Система образования должна развиваться и дальше, школа
должна становиться лучше и лучше – это как раз та цель, ради
которой написаны эти строки. Но для этого нужно хорошо знать
историю, ибо ничего нельзя построить на пустом месте. И для
успеха необходимы два условия: квалифицированный, умный и
деятельный руководитель и коллектив, объединённый одной задачей.
Нет коллектива - нет и развития. Эти строки писались
ко Дню учителя, но праздник пришлось провести в дороге. Впрочем,
как известно, учиться никогда не поздно.
В. Лях
Рассуждения в День учителя (Ютуб)
Рассказ "Наизнанку" |
|
|