Спасибо, что конца урокам нет...


ГлавнаяИсторияМузейКадрыПрограммыМетодикаКружкиИнформатикаФотогалереяНовостиГостевая

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ АВТОРОВ      

                 ВЛАДИМИР ЛЯХ                  Страница 16

Владимир Лях   Не хочу учиться, а хочу гордиться
Мой педсовет


    Ряженка, которая гордится формойЯ, скорее всего, не увидел бы эту газетную страницу, если бы не получил в соцсети сообщение с ироничным комментарием: «гордятся формой, – видимо, больше нечем». Заинтригованный, я нашел PDF этого номера в почте. Да, заголовок был именно такой: «Формой казачьей гордимся», и текст с фотографией занимал целую страницу «казачьего» приложения «Майдан» к газете «Перекрёсток» №65 за 25.08.2020г.
    Сам по себе факт публикации меня порадовал. Хорошо, когда школа «звучит», и в годы своей почти сорокалетней работы директором в ней я периодически публиковал материалы о работе своих коллег. Хорошо также и то, что в материале упомянуты почти все учителя, это даёт основания надеяться, что формированию коллектива ныне уделяется внимание, чему можно порадоваться. Во время моей работы в этой школе сплочение коллектива было одним из приоритетных направлений деятельности, но потом, когда я ушёл, с этим случились большие проблемы.
     Это всё общие впечатления, а теперь поговорим более конкретно о самом материале. Я не называю его статьёй, поскольку текст написан в стиле отчёта или справки, какие пишутся для вышестоящих инстанций. Фрагментарность материала косвенно свидетельствует о том, что он и составлен из нескольких справок. А статья – это нечто иное: она должна иметь идею, быть ориентирована на определенную аудиторию, содержать новые, интересные для неё сведения и иметь мотивационный потенциал. Ну, и всегда в центре повествования должны быть люди. Не перечисление «и тот, и тот, и этот», а личность героев повествования. Иначе, это всё написано зря, и большинством читателей вряд ли будет дочитано до конца. Нечего и говорить, что публикуемый текст должен быть грамотным, в том числе и с профессиональной точки зрения, здесь же с этим немалые проблемы.
       Ну, вот уже в самом начале: «…а по большому счету – о национальной безопасности страны» Национальная безопасность – это как раз и есть безопасность страны. Читаем дальше: «Работа по вопросам патриотического воспитания реализуется через воспитательную систему, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, секции; экскурсии, поездки, посещение музеев; проектную и коллективную творческую деятельность; работу библиотеки и школьного музея». Хочется спросить того, кто писал эти бесподобные строчки: а знает ли он вообще, что такое воспитательная система?! Это как раз то, что и включает все эти диспуты, поездки и прочее. А основная движущая сила в этой системе – классные руководители, о которых впопыхах вообще не упомянули, хотя именно они и организуют львиную долю перечисленных мероприятий!
       Что ни предложение – то новые открытия. «Формирование патриотического воспитания в школе начинается со второго класса – внеурочные занятия «Доноведение» (В. И. Кучерова, В. А. Беликова, Ф.П. Бабичева, О. В. Генералова), в 3,4,5 классах (А. Г. Бойцова). Заметьте, начинается формирование не личности, нет, а именно самого «патриотического воспитания»! «Начинается со второго класса», а приведены фамилии нескольких учителей. Читатель, если он, конечно, дочитает до этого места, вправе недоумевать: эти четверо что – все ведут «Доноведение» во 2 классе? А в первом классе разве патриотизм не формируют? Очень странно, воспитатели детсада могли бы удивиться..
        Невольно обращает на себя внимание такой нюансик: все учителя упоминаются по фамилии и инициалам, а благодетели из начальства – полностью. Казалось бы, мелочь, но весьма красноречивая.   Идём дальше. «Например, в результате подобной работы учащихся узнали, что прадеды – казаки их рода – служили в Войске Донском сотни лет назад». Промолчим уж относительно стилистики. То, что казаки служили в Войске донском – это, безусловно, открытие века. Однако чтобы узнать нечто такое, что было сотни лет назад, историки подолгу работают в архивах. И дело не только в этой безобидной неправде. А что узнали те, чьи прадеды служили России не в Войске донском? Или служили не сотни лет назад, а, скажем, во времена атамана Петра Краснова, заключавшего союз с немецким кайзером Вильгельмом – злейшим врагом России?! Сегодня в школе учится немало детей, чьи предки приехали из других мест. Но даже и казаки не всегда состояли именно в Войске донском, это стоило бы знать. Например, служили целыми династиями на море, дав стране командиров кораблей, флотов и флотилий. Как пример – командир подводной лодки «Сом» Хрисанф Богураев, уроженец хутора Богураева, погибший в мае 1916 года у шведских берегов. Забегая наперед, отмечу, что ниже читатель снова встретится с этой исконно казачьей фамилией.
      Складывается впечатление, что суть понятия патриотизма тоже весьма слабо осознается автором. Патриотизм – это, в первую очередь, любовь к отечеству, то есть к России и к Донщине, как её неотъемлемой части! И история казачества в плане патриотизма нам интересна именно с позиций службы России, тем более что теперь отмечается 450 лет такого служения. А то ведь иногда получается, как в поговорке: «Заставь дурня Богу молиться – так он и лоб разобьёт». Можно склонять слово «казак» по тысяче раз на дню, но никакого патриотизма от этого не прибудет. Настоящий патриотизм может основываться только на полезных для страны делах, достоверном знании, фактах и уважении к культуре всех народов, населяющих Россию в целом и Донской край в частности.
     В тексте сообщается, что «в школе работает общественная организация «Юнармия», участвующая «во всех мероприятиях, которые проводятся Белокалитвинским отделением «Юнармии» и Союзом десантников города Белая Калитва». Трудно понять, зачем в маленькой сельской школе, где в классах в среднем по 10 учеников, нужна эта организация, если казачья направленность и так предполагает элементы воинской подготовки?! Мало того, что юнармейцам теперь приходится «гордиться» сразу двумя формами, так и отвлечение их от занятий возрастает, что бы там кто ни рассказывал, будто всё это вне занятий и им не мешает. Думаю, что главная цель школьной организации «Юнармии» банальна – тщеславие руководства, и не более того.
     Но «Юнармия», надо отметить, это то единственное, чего не было в работе школы раньше. Так сказать, рывок и прорыв. Правда, форму этой организации должны купить сами школьники, и стоит полный комплект довольно дорого. На этом уже построена целая коммерческая система. А казачью форму, когда мы получили статус казачьей школы, я привозил из правления юрта, выбирая всё подходящее из большой кучи ношенной формы, списанной в кадетском корпусе. Потом её подгоняли на конкретных учеников. И здесь  хочу отметить заинтересованную помощь ныне ушедшего из жизни тогдашнего председателя совета стариков юрта Виктора Ильича Истомина, с которым у меня сразу же сложились прекрасные отношения, и именно он вручал нам вывеску казачьей школы.
      Но, вообще говоря, гордиться-то особо нечем. Нынешняя форма – это новодел начала двухтысячных годов, напоминающий историческую казачью одежду разве что лампасами. И вообще, гордиться стоит в первую очередь собственными достижениями, а не пассивной принадлежностью к тому или иному сообществу.
      Всё, перечисленное в тексте, делалось в школе и раньше, даже названные там победители и призёры состоялись во время моей работы директором. Мало того, длинный перечень «достижений» вроде библиотеки, спортивных секций, кружков и т.п. буквально поражает. А что, в других школах этого нет? Есть. Тогда зачем так много ничего не значащих слов? Еще бы столовую приплели.
      Или вот еще – «живые уроки в музее». Нет в школе музея, есть только музейный уголок в кабинете истории и географии. Когда-то по моей инициативе и во многом моими руками музей был создан в бывшей пионерской комнате, но потом там был размещен пункт питания школьников, а часть экспонатов и оформленные моими руками стенды поместили в учебный кабинет. Хочу упомянуть, что витрины музея были изготовлены ветераном войны Иваном Ефимовичем Писковым, о чём в школе, по-видимому, не знают, а экскурсоводов из учащихся в своё время готовила учитель истории Валентина Николаевна Мурзина (Богураева).
      Ради краткости, я не буду останавливаться на полных трогательной наивности утверждениях, призванных приукрасить сухой текст шаблонной фразой, пригодной для школьного сочинения, приведу только одно. «Нужно видеть горящие глаза детей, когда они берут в руки предметы казачьего быта из школьного музея». Думаю, комментарии излишни. Что же там за предметы такие, что прямо-таки воспламеняют взор, может быть чугунные утюги или ухваты? Так это предметы старого быта вообще, а не только казачьего. А вот старые фотографии, тем более подлинные – действительно реликвии, которые нужно бережно хранить. Они, как видно, пока не «воспламеняют», ибо работа с ними требует серьёзной предварительной подготовки. Ну, или вот ещё: «Учащиеся начальных классов спрашивают: «А мы тоже будем носить такую красивую форму?» Как же они спрашивают, помилуйте, если тут же утверждается, что первоклассников «традиционно» принимают в казаки, хоть пока что и «без патриотизма». Его, как мы помним, начнут «формировать» только со второго класса.
       И снова автор возвращает нас к воспитательной системе, но, уже, кажется, к другой. «Казачье воспитание учащихся затрагивает не только внеурочную деятельность педагогов. На уроках музыки, изобразительного искусства, русского языка также ведется работа по казачьему воспитанию». А что вообще такое – «казачье воспитание»? До этого вели речь о патриотическом воспитании и вдруг – бац! Казачье воспитание… Нет, однозначно, – бред сивой кобылы по сравнению с этим прорывом сознания – просто философский трактат. Можно представить себе казачье воспитание на уроках русского языка: давеча, таперича, байдик, Колькя, Сашкя…
      Но даже и это, как говорят в рекламных роликах, ещё не всё. «В этом году десять первоклассников дали клятву чести и пообещали служить Дону, Вере православной и Отечеству». Немного забежим вперёд, чтобы уж собрать в одну кучу «духовные» рывки и прорывы нынешней школьной администрации. Еще одна цитата: «В вопросах религиозного воспитания нам помогает отец Александр (духовный наставник Усть-Белокалитвинского юрта)». Тут, как можно понять, читателям сообщается еще об одной фееричной системе воспитания – на этот раз религиозного.
       Нонсенс, парадокс, катастрофа – все эти слова не могут передать недюжинного пафоса ситуации. Кто-нибудь вообще знакомил этих «казачьих педагогов» с законодательной и нормативной базой хотя бы на уровне сельского обывателя??? Они не слышали, что церковь у нас отделена от государства? А у них ученики светской муниципальной, то есть государственной школы обещают служить вере православной, а сами они, с божьей помощью, осуществляют религиозное воспитание! Я многое повидал, но чтоб такое!!! Они там что, медресе открыли? Или церковно-приходскую школу??? Ну, просто нет слов. Хорошо ещё, если этот одухотворённый отчёт не прочитает прокурор.
      Можно говорить и говорить, хотя самые яркие вспышки воспитательного сознания уже позади. Но кое-что осталось. «В день Великой Победы учащиеся несли вахту памяти около памятника безымянному солдату тоже в казачьей форме». Обратим внимание на отсутствие запятой, которое как бы «одевает» в казачью форму… памятник. Ну, все, наверное, помнят крылатое «Казнить нельзя помиловать», вот и здесь неплохой пример для «казачьих» учителей русского языка. Правда, я не уверен, что они знают об этом почётном статусе.
      Кстати, о памятнике. В хуторе Нижнепопов нет монумента безымянному солдату. Речь идет о Мемориале павшим, где над братской могилой установлены плиты с именами погибших бойцов. Вот такое свидетельство формального отношения тех, кто писал этот «гордый» текст, к памяти павших за нашу свободу. Удивляться особо нечему: два года мероприятия в честь Дня Победы проходят без Знамени Победы, негласно запрещенного местным отделением партии «Единая Россия». Я был на первом таком «митинге», но меня, после сорока лет директорства, теперь уже на трибуну не пригласили. Как говорится, должность оставил, ну так и пшёл вон. Ходят тут всякие. Подумаешь, пи-са-а-а-тель… Ещё наговорит чего запретного…
      Вот так и живём. Бедно, зато весело. На закуску приведу ещё один перл, в русле сказанного выше – вполне безобидный и даже по-детски потешный. «Также в рамках внешкольной работы мы посещаем Белокалитвинский краеведческий музей. Сотрудники музея всегда охотно и подробно рассказывают про все экспонаты музея». Представим себе, в этом музее тысячи экспонатов – и решительно про все сотрудники музея подробно рассказывают посетителям из казачьей школы! Просто стахановцы музейного труда!
       В тексте тут и там встречаются описки и другие погрешности, но это не удивляет, ибо приложение «Майдан», подобно какой-нибудь колхозной стенгазете, давно звёзд с неба не хватает. Но на этот раз, видимо, решили, что текст из школы можно не редактировать, на чём и обожглись.  Не каждой школе можно так безоглядно доверять.
         Ну ладно, обо всём богатстве триумфального текста не расскажешь, да, в принципе, всё уже и так ясно. Теперь перейдем к главному. Об основной задаче школы, независимо от того, как она называется, говорит федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Даже и само название его свидетельствует о том, что образовательная работа первична. А воспитательная и всякая прочая деятельность осуществляется в связи с основной задачей школы. Нам же рассказывают, как на уроках русского языка ученики «знакомятся с историей школы, историей родного края, с судьбами именитых земляков», и здесь «также ведется работа по казачьему воспитанию».
         Думаю, что не случайно методические объединения учителей в тексте вообще не упомянуты и непонятно, функционируют ли они вообще. Может быть, потому на уроках математики пока и не изучают скорость казачьего аллюра, а на уроках физики – упругие свойства нагайки, что эти предметы ещё не интегрировались в «казачье воспитание». К тому же, Михайло Ломоносов и Исаак Ньютон, как оказалось, не были казаками. Вот такая печаль.
        Любое, даже хорошее дело, как видим, можно довести до абсурда. Невольно вспомнишь солдатский юмор: «Как одену портупею – всё тупею и тупею!» В годы моей работы, признаюсь, мы не спешили получать статус казачьей школы, хотя делали почти всё, что и сейчас. Этот статус серьёзно усложняет работу, но никак не отражается на оплате труда. И всё-таки в итоге пришлось уступить давлению сверху. Однако всегда на первом плане в школе было качество образования: здесь работали только педагоги высокой квалификации, к начинающим всегда прикрепляли наставника и приглашали руководителя районного методического объединения для консультации. Например, один из самых известных учителей истории тех лет, прекрасный методист Василий Павлович Кугатов приезжал по моей просьбе к Валентине Николаевне Мурзиной. Кстати, она была родом из казачьей семьи хутора Богураева, и ее девичья фамилия тоже была Богураева. Родовая казачка несколько раз проводила великолепный тематический вечер «Я всегда свой край узнаю по дыханью чабреца» – этот опыт не стоило бы забывать.
       Учитель русского языка и литературы Валентина Владимировна Лазарева, в девичестве Лебедева, родом из хутора Ленина, во время работы в школе разработала региональный модуль «Писатели Дона» и использовала его в преподавании. Всё просто: хотите понять казачество – читайте Шолохова, Калинина, Закруткина…
       Думаю, что обсуждаемый текст был бы не так жалок, если бы в нем шла речь об успехах «казачат» в основном школьном деле: в изучении учебных предметов, в практическом применении знаний, в состязании чтецов «Живая классика», в конкурсе сочинений «Моя родина малая и большая любовь», в олимпиадах и других образовательных проектах. Я и сейчас общаюсь со многими выпускниками и узнаю об их успехах после школы – это всегда интересно, и это стоит изучать. В конце концов, в образовательной программе школы есть раздел «Модель выпускника школы», дающий представление о том, каким видит альма-матер своего выпускника. Там ничего не говорится ни о метании дротиков, ни о верности вере православной, ни о казачьем воспитании. Через год школе предстоит проверка Ростобрнадзора, и было бы не лишне помнить, что общественный казачий статус образовательного учреждения инспекторам «по барабану», их интересует исполнение нормативно-правовой базы по учебно-воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС. Так что, лучше без обид принять к сведению эти заметки, чем потом увидеть их содержание в итоговой справке инспекторов, которая может повлечь и кадровые решения.
      Теперь отвечу на предполагаемый и закономерный вопрос. Зачем я пишу это всё, когда мог бы просто поговорить с неопытными коллегами, помочь им, наставить на путь истинный. Но, в том-то и дело, что не мог бы. Оставался год работать учителем, думал помочь новому руководителю, было несколько кандидатур, но по ряду причин директором никто из них не стал. Пытался и назначенному помочь, посоветовать, однако встретил абсолютное неприятие, созданный вокруг себя вакуум, и вынужден был прекратить бесплодные попытки. Это главная ошибка нового руководства уже на старте: отказ от накопленного опыта и традиций, от знаний и методической помощи людей, посвятивших этой школе жизнь. Впрочем, невежество всегда самоуверенно. Ну, а дальше всё покатилось под горку само собой. Самонадеянный реформаторский пыл ушёл в свисток, «реформы» ограничились развешиванием стендов и плакатов, купленных ещё мной, ну и всем тем, о чем сказано выше.
       Дело дошло до того, что я был объявлен чуть ли не личным врагом директора, и за общение со мной учителей он стал  осуждать,  грозить увольнением и лишением каких-то выплат. Целое совещание провел. Между тем, никто не смог бы при всём желании вынести столько «мусора из избы», как это сделала описанная выше газетная похвальба. Как говорится, «волк, думая попасть в овчарню, попал на псарню».
       Так что, какие уж тут поздравления с Днем Знаний, Днем Учителя и прочими праздниками, какие посещения школы и участие в её делах, как это происходит в целом ряде нормальных учреждений, да и просто в человеческом общежитии?! Ну, что же, учителя боятся произвола. И я не обижаюсь на них, пытаюсь понять, хотя каждому я сам всегда помогал, не считаясь со временем, и защищал, как мог. Что делать, они такие. «Время теперь такое», – говорят. А что такое время? Какие люди – такое и время.
      Я ушел из директоров, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно». А через год с небольшим, и саму мою начальницу вместе с её ежовыми рукавицами в течение дня отправили в отставку. Я не радовался этому, и мне даже было её жаль. Кульбиты судьбы: теперь она станет вести в Нижнепоповской  школе математику, а там, глядишь, и директора заменит. Думаю, что в школу этот своеобразный труженик пришел ради трамплина на должность главы администрации,  о чем он давно мечтал, но его все время обходили, хорошо зная. Скорее всего, будет снова пытаться  пробиться во власть там, где числится   депутатом - в Рудакове. Однако, бедные эти люди, если они выберут себе такого руководителя.
       Я поработал год учителем и окончательно ушёл. Не мог оставаться в сложившейся атмосфере профанации и величественной глупости. Причем, на Дне России в Белой Калитве начальница отдела образования, тогда еще работавшая, и заместитель главы администрации района меня попросили помочь школе, «если что». Я рассказал об этом новому директору – протеже, кстати, главы районной администрации, но его это вообще не заинтересовало. Он уже в который раз мне поведал, что его отца сразил инсульт, так что, дескать, лучше поберечь себя и не работать. Потом поспешно отдал документы. Ничего удивительного: такие люди всегда закомплексованы, склонны к простым решениям и окружают себя персонажами своего же типа.
       Не надо – так не надо. Мы взяли билеты и уехали к сыновьям в Москву, там побывали на Дне знаний в новой школе. Потом я узнал, что два месяца математика и физика вообще не велись! Здравым умом этого понять невозможно. Позже новый директор, под давлением обстоятельств, всё-таки предложил мне взять 10 часов математики, но это не имело практического смысла, ибо я потерял бы компенсации к пенсии и, при такой нагрузке, работал бы практически бесплатно.
      Что бы там кому ни казалось, но я и сейчас помогаю школе, как могу. Мне незачем кому-то досаждать, тем более что этот удивительный текст написан не тем, кто его подписал, и не о подписанте вообще разговор. Я совершенно не представляю, кто мог такое написать. Возможно завуча он допёк, и она ушла, ибо написать такое эта работница не могла. Если так - это уже будет вторая его жертва на этом посту. Ничего не умея сам, этот "директор" пытается всё свалить на завуча. Писал, видимо,  кто-то совершенно неопытный и незнакомый даже с основами работы. В мою бытность завучи были опытными педагогами  и  могли не только контролировать ход учебно-воспитательного процесса, но и оказывать методическую помощь учителям. Однако речь в моих заметках идет не о персоналиях, а о школе, которая так непритязательно «прозвучала», и это очень тревожный сигнал. Всего в трёх километрах расположена другая школа, где таких удивительных текстов не пишут и гордятся отнюдь не  ботинками и одеждой.

Страница  приложения "Майдан" газеты "Перекрёсток" с материалом "Формой казачьей гордимся!"
Страница  приложения "Майдан" газеты "Перекрёсток" с материалом "Формой казачьей гордимся!"

   Мы слушали "Битлз". Как это было     ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦ АВТОРА 

       Страница на "Стихи.ру"   Страница на "Проза.ру"         

                      Произведения местных авторов    Неизвестный автограф Шолохова      Новости

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ  

                        Главная История МузейКадры ПрограммыМетодика Кружки Информатика  Фотогалерея   НовостиГостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.