Спасибо, что конца урокам нет...


ГлавнаяИсторияМузейКадрыПрограммыМетодикаКружкиИнформатикаФотогалереяНовостиГостевая

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ АВТОРОВ      

                 ВЛАДИМИР ЛЯХ                  Страница 13

 Владимир Лях   Мысли по поводу поэтического конкурса «Отважные сыны Дона. Век XXI»
Разговор с начинающим поэтом

    Когда мне позвонил хороший знакомый - писатель Константин Полупанов и предложил поработать в жюри поэтического конкурса, я сразу же согласился, хотя свободного времени работа в школе практически не оставляет.
       Во-первых, из уважения к Константину Александровичу, активно работающему над патриотической темой, во-вторых потому, что молодёжный конкурс – дело исключительно нужное и по нашим временам не такое частое.
       Конкурс, названный «Отважные сыны Дона. Век XXI» собрал 97 участников, произведения 15 из которых, по мнению организаторов, не соответствуют условиям конкурса. Большинство участников – школьники, но есть стихотворцы и более солидного возраста. При этом участниц заметно больше, чем участников. Я добросовестно прочитал с маркером в руках переданный мне материал и могу, не дожидаясь официальных результатов, высказать некоторые общие суждения.
      Нельзя не видеть, что подавляющее большинство работ очень слабые. Есть настолько слабые, что стихами их считать можно только условно. Описательность, многословие, банальность, отсутствие образности, неуклюжее построение фраз, часто никак не связанное хотя бы с простейшими нормами стихосложения. Бедный словарный запас, хромающая грамотность, сомнительная стилистика, местами – выспренность, лозунговость, заштампованность и даже вольный или невольный плагиат.
      Когда-то очень давно, в школьные годы я, окрылённый успехом своего вирша в школьной стенгазете, послал небольшую подборку в «Пионерскую правду». Мне вскоре ответили подробным письмом, выдержанным в строгом, но уважительном тоне. Суть его была именно в том, о чём я сказал выше. Стихи, дескать, слабые, но надежда есть. И следовал совет: больше читать стихов признанных поэтов, переплавить это всё и найти свой стиль. Вот примерно так, если коротко.
      Поначалу я сильно обиделся. Это вообще частое свойство начинающих «творцов» – обижаться. Вот и я тогда тоже обиделся и рифмоплётство забросил. Но не навсегда. Если это в тебе живёт, то рано или поздно найдёт выход. А если не живёт, то не стоит и мучиться. Как говорят умудрённые поэты: «Если можешь не писать – не пиши!» Пребывать на уровне графомана – не много чести.
      Постепенно я начал читать стихи разных поэтов от Пушкина, Фета, Тютчева, Никитина до Блока, Валерия Брюсова, Вознесенского, Рождественского, Тихонова, Светлова, Маяковского, Кедрова и многих других. И пришло понимание всей ходульности моих первых творений, всей объективности данной мне оценки. Хотелось бы, чтобы юные стихотворцы учли мой опыт и не изобретали велосипед. Нужно много читать, заниматься в литературных клубах и объединениях, «вариться» в поэтической среде, чтобы получать оценку понимающих людей, а не только своих домашних, а также реальных и виртуальных друзей.
      Среди конкурсных произведений есть очень длинные и многословные опусы, небогатые смыслом. Там перечисляется, где герой учился, что любил и не любил, где жил, служил и многое другое. Автор из себя выпрыгивает, чтобы ничего не пропустить, всё «опоэтизировать». Но зачем???
     Поэзия отличается от прозы тем, что её выразительный потенциал – образы и ассоциации, а вовсе не подробные летописи. Здесь о многом читатель должен догадаться, многое почувствовать, интерпретировать на основе своего жизненного опыта, а не прочитать в готовом виде. «Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно» – давно известная истина.
     Один из участников приводит в качестве эпиграфа строчки из «Баллады о гвоздях» Николая Тихонова, которую автор, похоже, сам не прочитал и не осмыслил. Ну, давайте для примера возьмём первую строфу этого стихотворения, написанного ещё в 1920-е годы, и подумаем над ней.

«Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.
«Команда, во фронт! Офицеры, вперед!»
Сухими шагами командир идёт».

      На бытовой, ортодоксальный взгляд, улыбку нельзя «стереть», но в поэзии – это возможно. Сколько в этом слове смысла, экспрессии! Командир именно «стёр» улыбку, потому что улыбался он только для того, чтобы подчеркнуть своё спокойствие и решимость перед подчинёнными, мы понимаем, насколько он владеет собой. Словам тесно, а мыслям – просторно! Нас никто ни в чём не убеждает, мы понимаем и чувствуем всё сами!
     Теперь дальше: что такое «сухими шагами» – разве шаги могут быть сухими или мокрыми? В стихотворении – могут! Давайте вспомним, что значит выражение «сухой остаток» – это главное содержание чего-либо. Здесь эти шаги – главное, а всё остальное, что еще недавно было важным, отошло на второй план. Удивительно точные слова! И ещё, на что надо обратить внимание – это безупречная ритмика стихотворения, точно соответствующая шагам. Неспешное "раз-два", "раз-два"... Давайте посмотрим следующую строфу.

«И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс – ост.
У кого жена, дети, брат –
Пишите, мы не придём назад».

     И снова, могут ли «и слова равняться»? Да! Причём, здесь союз «и» несёт в себе важный смысл. Мы чувствуем, что слова не простые, они «равняются» так же, как и команда. Причём, «в полный рост». То есть это – слова высочайшего значения. Как виртуозно автор это даёт нам ощутить! А вот лирическая нотка. Тоже немногословная, но такая выразительная.

«А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
«Не всё ли равно, – сказал он, – где?
Ещё спокойней лежать в воде».

И, наконец, последняя строфа.

«Адмиральским ушам простукал рассвет:
«Приказ исполнен. Спасённых нет».
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей».


      С обычной точки зрения рассвет не мог ничего «простукать», тем более – адмиральским ушам. И большинство начинающих стихотворцев так бы и написали, что телеграфист сообщил такому-то адмиралу в утреннее время, что приказ исполнен, а спасённых нет. То есть поверхностно описали бы действие и участников. А поэт в четыре строчки, по-телеграфному отрывистых, вкладывает море смысла, и мы всё понимаем, а лучше сказать – чувствуем, сопереживаем и верим! Вот это и есть поэзия и этому нужно учиться. Короткое стихотворение, но какое ёмкое!
      За легкостью поэтических форм, как правило, стоит огромный труд, называемый работой над словом. Давайте вспомним точные строчки Владимира Маяковского:

«Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды».

      Вспомним, сколько черновых вариантов писал даже такой гений, как А.С. Пушкин, до того, как написанное публиковалось!  При этом важно учитывать, для кого и для чего предназначено стихотворение. Если для детей – то это одно, для школьного капустника – другое, а если «для вечности» – то третье. Здесь нужно ощущать ответственность и объективно оценивать свои возможности раскрыть конкретную тему. Как правило, искушённые любители поэзии имеют соответствующий опыт и подготовку, они оценят стихи по достоинству, а умиляться славословием восторженных профанов для творческого роста бессмысленно.
    И потом, надо хорошо знать то, о чём пишешь, изнутри. Вспомним, как писал Владимир Высоцкий, буквально купаясь в теме. О моряках – как моряк, о шахтёрах – как шахтёр, о войне – как военный. И они все искренне считали его своим! А он был Поэтом.
     Есть целые поэтические жанры, где ценится краткость, которая, как известно, сестра таланта. Это и восточная поэзия, в частности рубаи, и отечественные частушки. Ну вот, например.

« Я по речке плаваю
С незнакомой Клавою,
А причалить не могу:
С палкой муж на берегу»

    Вот ведь как, ничего не объясняется, никаких деталей, минимум слов, а мы всё понимаем про, якобы, «незнакомую» Клаву и её незадачливого спутника. Ну, а если все-таки говорить о «геройской» поэзии, то можно, например, вспомнить стихотворение Михаила Светлова «Гренада». Это действительно шедевр, проверенный временем. И ритм, и образность, и широта обобщений, и простота выражения.

«Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
И Яблочко – песню держали в зубах.
И песенку эту поныне хранит
Трава молодая, степной малахит».

Минимум слов, но, сколько смысла, какой простор для воображения!

«Отряд не заметил потери бойца,
И Яблочко – песню допел до конца,
Лишь по небу тихо сползла, погодя,
На бархат заката слезинка дождя».

     Мы отлично понимаем, какую «песню» допел отряд, и почему автор дождинку увидел «слезинкой» на бархате. Как заслуженную медаль или орден и, в то же время, выражение грусти.
     Можно привести множество других примеров, но и сказанного достаточно, чтобы понять, над чем в первую очередь нужно работать начинающему поэту. Или не работать, не тратить зря время, а заняться чем-нибудь другим. Это каждый решает сам. Но тем, кто «не писать не может», я искренне желаю успехов на трудной и ответственной поэтической стезе. Декабрь 2017г
 

   Мы слушали "Битлз". Как это было     ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦ АВТОРА 

       Страница на "Стихи.ру"   Страница на "Проза.ру"         

                      Произведения местных авторов    Неизвестный автограф Шолохова      Новости

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ  

                        Главная История МузейКадры ПрограммыМетодика Кружки Информатика  Фотогалерея   НовостиГостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.