Спасибо, что конца урокам нет...


Главная История МузейКадрыПрограммыМетодикаКружки ИнформатикаФотогалереяНовости

 

ВСТРЕЧА-ИНТЕРВЬЮ ЛЯХ ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА СО ШКОЛЬНИКАМИ (апрель 2022г)

 Меня в начале апреля пригласили на встречу со школьниками в школу, работе в которой я отдал 43 года своей жизни. Обстоятельства, однако, сложились так, что в это время мы уехали в гости к сыновьям, и я не мог присутствовать на встрече. Поэтому отвечаю на предложенные вопросы письменно. Постараюсь также ответить на них с помощью видеоролика

***

    «Владимир Петрович, мы приглашаем Вас на встречу со школьниками в нашей школе. В нынешнем мире компьютерных игр, дети не знают никого, ничего, даже не представляют, что рядом с ними живут люди, известные далеко за пределами района и области. Вам есть, что сказать и рассказать. Мы представляем встречу со старшими классами, как интервью».


***
 

Цель мероприятия:
1. Знакомство с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции.
2. Освоение учащимися навыков вести беседу, правильно формулировать вопросы.
3. Совершенствовать умение обучающихся находить выразительные средства языка, формировать у обучающихся ценностные жизненные ориентиры, воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к старшим.

Немало есть односельчан,
Прошедших жизни институт,
Кто в дело вкладывает сердце,
Кто душу вкладывает в труд.
И мы гордимся земляками,
Знакомы нам их имена,
Гордимся тем, что рядом с нами
Ведь в них история сама.

    40 лет Владимир Петрович был директором Нижнепоповской школы, избирался депутатом местного совета, делегатом областных слетов и конференций, Белокалитвинского городского Совета по народному образованию, выступал с предложениями по совершенствованию системы образования. Был избран делегатом на Всесоюзный съезд работников народного образования, был приглашен оргкомитетом Организационного съезда Физического общества СССР для участия в работе съезда, а также в Учредительной конференции Ассоциации учителей физики СССР, был победителем конкурса лучших учителей России  в рамках национального проекта "Образование" в 2008 году.
       Владимир Петрович – земляк русского полярного исследователя Г.Я. Седова. Он является членом Союза писателей России, имеет многочисленные награды за творческую деятельность, издал книгу «Мои причалы», «Простые истории», «Город в подарок» о строительной истории г. Белая Калитва.
 

  
Вопросы и ответы:

– Расскажите, пожалуйста, о том, как стали директором и писателем?


    Владимир Петрович Лях Становиться директором я никогда не планировал и никаким образом не стремился к этому. Но это случилось независимо от моего желания. После трех лет, отработанных в школе после института, в начале лета, ко мне домой пришли заведующий районо Н.З. Кочетов и директор школы А.Г. Казменков. Они предложили мне поработать директором хотя бы год, чтобы директор, уже несколько месяцев болевший, мог поправить здоровье. Я согласился, хотя у нас были планы искать работу где-нибудь в городе. В августе А.Г. Казменков ушел из жизни, и с подготовки школы к новому 1979-80 учебному году началась моя директорская работа.  Не зря говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное, ибо в качестве директора моя деятельность продлилась четыре десятка лет.
     Почему именно мне предложили эту должность? В те годы директорами, как правило, назначали успешных учителей, руководитель школы по сути дела становился учителем учителей, главным методистом и организатором учебно-воспитательного процесса.
    Я был моложе большинства работников, и поэтому для солидности сразу же отрастил усы, и стал носить галстук. Но, несмотря на небольшой стаж работы, меня хорошо знали в районе. Я публиковал в районной газете статьи, фотографии, рассказы и стихи, выступал на всех конференциях и методических объединениях. Кроме уроков и внеклассных мероприятий, вел технические кружки, и они неизменно были призерами районных технических выставок. А кроме всего прочего, у меня было несколько публикаций на страницах всесоюзного методического журнала «Физика в школе». Всё это и стало, наверное, основанием для руководства назначить меня директором. Тогда руководителями назначали не тех, кто удобен для начальства, а тех, кто профессионально подготовлен лучше других.
     Что касается писательства, то писать я начал еще в школьные годы. В частности, сочинял стихи, даже посылал их в «Пионерскую правду» – была такая хорошая газета для школьников. Мне выписывали эту газету и журнал «Юный техник», и это мне во многом помогло в становлении.
     Стихи в газете не напечатали, но мне подробно ответили, и посоветовали больше читать известных поэтов. Сначала я обиделся, но со временем понял, что совет этот правильный. А вообще, я очень много читал. Причем, не только на русском языке, но и на украинском, поскольку многих книг, особенно приключений, фантастики, детективов на русском не было, а на украинском они стояли в магазинах и не пользовались спросом, поскольку Донбасс – это преимущественно русскоязычный регион. Так я выучил литературный украинский язык, знание которого помогает легко понимать белорусский, болгарский, польский и т.п.
     В разные годы я писал много всевозможных заметок, статей на различные темы, а со временем стал писать рассказы, в которых стремился показать различные педагогические ситуации, отношения между учителем и учеником, между школой и обществом и т.д. Примерно по этому пути шли многие видные советские педагоги А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Это такой своеобразный способ обобщения собственного педагогического и человеческого опыта, который максимально облегчен для восприятия обществом. По сути вся классическая русская литература имеет воспитательный и гуманистический потенциал, мобилизующий и развивающий всё лучшее в человеке.

– Какими качествами должен обладать директор?


     Отвечая на этот вопрос, я могу изложить только свой взгляд, основанный на собственном понимании миссии руководителя школы. Сейчас директор – это представитель органа управления образованием, призванный осуществлять его политику на уровне школы, быть, как говорят в определенных кругах, смотрящим. Моя позиция была совершенно иной. Я осознавал себя, в первую очередь, членом педагогического коллектива, который знает и умеет больше, и видит дальше многих, и на этой основе организует деятельность коллектива в области образования в соответствии с официальной нормативной базой всех уровней.
     Более того, я всегда считал, что у директора школы есть только один инструмент для организации эффективной деятельности школы – это педагогический коллектив. Организация, поддержание и сохранения коллектива – это и есть, по моему мнению, основа деятельности успешного директора школы.
     Никакой наёмный менеджер, никакой надсмотрщик от отдела образования не сможет обеспечить успешное функционирование и развитие школы. А успех, как я всегда считал, – это не послушное исполнение указаний, за которое могут похвалить и даже вручить какую-либо «плюшку», не пресловутая исполнительская дисциплина – это качество образования, которое в итоге получают выпускники, и которое обеспечивает им потом успешность в жизни. И не только в смысле продолжения образования, но и в самом обычном смысле повседневной готовности применить  полученные знания и навыки. Именно с этих позиций, к слову, я и преподавал физику и математику.
     Поддержание коллектива, как главной ценности, требует от руководителя немало усилий, волевых качеств и профессионализма, а в небольшой сельской школе нужно вообще уметь всё и быть готовым к постижению нового. И это не фигура речи.
     Нельзя обижаться на лично значимые удары и уколы, нельзя мстить за обиды, впадать в соблазн создания группы поддержки, нельзя позволить себе несправедливость, нельзя ограничиваться на мелких ситуативные достижениях, имея всё время в виду генеральную цель, устремленную на годы вперед.
     Директор – это человек, и он должен каждодневно помнить об этом, развивая и поддерживая в себе лучшие человеческие качества. Общительность, остроумие, умение слушать и слышать, готовность принять дельный совет, помочь каждому, кто нуждается в помощи. Конечно, познавательная активность, энтузиазм, эрудиция, образованность, компетентность, умение держать удар, порядочность, здоровье, наконец. Нельзя забывать, что образ жизни руководителя – это тоже фактор воспитания и коллектива, и школьников.
     За все 40 лет моей работы директором, ни один человек не был уволен по инициативе директора, в школе всегда работали только профессионалы, в том числе из городских школ, работать в нашей школе большинство из них считали за честь. В то же время, сам я много раз лишался премий, возможности пройти тарификацию на первую категорию руководителя и т.п. за то, что поддерживал справедливые требования педколлектива, которые не нравились вышестоящему руководству. Ну, что делать, тут приходится выбирать, как говорится, «жизнь или кошелёк», и я ни о чем не жалею. Никогда никому не льстил, не угождал и не старался понравиться. В этом смысле моя совесть чиста, и мне не в чем себя упрекнуть.
     Теперь, думаю, подавляющее большинство, если не вообще все, выбирают деньги, льготы и карьеру, а не принципы. Но такое положение вряд ли может существовать вечно, ибо оно отрицает прогресс образования, без которого не может быть прогресса общества и государства.

– Что самое главное в коллективе?


      Самое главное в коллективе – это сам коллектив, если он сформирован и работоспособен. В таком коллективе имеет место взаимная забота и взаимопомощь, обмен мнениями, не ущемляется индивидуальность работников, поддерживается полезная инициатива, есть склонность к совместному проведению досуга и проведению праздничных мероприятий. Трудно переоценить при этом роль первичной организации профсоюза, которая вовсе не должна быть филиалом администрации, как теперь это нередко бывает.
     При этом, в каждом коллективе есть инициативное ядро, которое способно провоцировать  общую реакцию на те или иные события и решения, это руководитель должен понимать и учитывать, чтобы не быть в арьергарде настроений, а уметь предвосхищать их и направлять инициативный потенциал коллектива в конструктивное русло.
    Перед принятием каких-либо ответственных решений, я обсуждал их не только на общих совещаниях, но сначала индивидуально. Там, где получалось, это выглядело как случайный разговор, а чаще – в ходе обсуждения посещенных уроков. Кстати, посещать уроки коллег очень важно не только для того, чтобы держать педагогов в «спортивной» форме, но и с точки зрения профессионального общения, «сверки часов». Коллектив важен вовсе не в качестве дружной, спаянной  компашки, а именно как содружество профессионалов, и это не только требует значительных усилий руководителей школы, но еще и убедительных личных достижений от директора и административной команды. Именно на этом, в первую очередь, держится профессиональный авторитет директора.
     После ухода с должности директора, я еще год работал в коллективе учителем, – думаю это могут себе позволить далеко не все бывшие администраторы, я смог, и новом этапе жизни это было для меня очень важно.


– Что или кто является самой большой гордостью в вашей жизни?


      На этот вопрос мне ответить трудно. Дело в том, что я никогда ничего не делал для того, чтобы потом этим гордиться и кичиться перед теми, кто так не может. Конечно, как и любой человек, я могу быть доволен какими-то из моих свершений, но это никогда не предназначено для публичного обсуждения по моей инициативе.
    Среди известных людей можно найти немало примеров тех, кого история сбросила с пьедестала всеобщего одобрения и восторга, а есть и те, кто, наоборот, получил признание после длительного осуждения и даже изгнания. «Время – мудрейший советчик», – так когда-то сказал знаменитый греческий оратор и полководец Перикл.


– Расскажите о переломном, судьбоносном моменте


       «Жизнь прожить – не поле перейти», – гласит старая пословица. Смысл её сводится к тому, что в жизни много всего: потрясений, бед и радостей, приобретений и потерь. Какие-то поворотные моменты бывают ожидаемы заранее: окончание школы, выбор профессии, начало трудового пути, создание семьи, рождение детей и т.д. Так или иначе, это есть в жизни каждого человека. Именно поворотных и по-настоящему судьбоносных моментов вряд ли бывает много. В моём случае к таким событиям можно отнести, пожалуй, развал Советского Союза, в результате чего мы с супругой не получали зарплату по несколько месяцев, и мне пришлось заниматься предпринимательством, чтобы хоть как-то  зарабатывать. Ремонтировал всевозможную технику, делал блоки электропитания и многое другое. Таким же переломным событием стал пожар, уничтоживший наш дом в 2003 году. Нам помогали люди, ОАО «Дружба» помог материалами, но очень многое пришлось делать своими руками вместе с младшим сыном. В это время мне очень пригодились навыки, полученные в студенческих строительных отрядах. Последним крутым поворотом, наверное, можно считать уход из школы в 2019 году, хотя это решение тогда вовсе не было неизбежным, а имело принципиальные основания. Я не хотел работать только ради денег.
      Завершить эти соображения  хочу замечанием, что какими бы судьбоносными и переломными ни были повороты судьбы, надо всё-таки стремиться придерживаться прямой траектории в жизни, видеть в ней главную цель. «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её». Это известные в прошлом слова из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Так когда-то жили очень многие люди.


– Какое свое достоинство вы считаете наиболее ярким и полезным?


     С моей точки зрения, на этот вопрос однозначно ответить невозможно. Дело в том, что всё в этом мире относительно. Если мы говорим о том, что полезно или вредно, то должны определить – для кого. Если для меня – то об этом вообще говорить не интересно и не стоит. Если мы говорим о пользе для окружающих, для общества, то и ответ на этот вопрос  должны дать другие люди. Надеюсь, что у меня есть какие-то достоинства, и я сделал для общества что-то полезное, но публично рассуждать об этом не должен и не хочу. А вообще, я полагаю, что  имеет значение личность человека со всеми ее достоинствами и недостатками. Ведь вполне возможно представить себе негодяя, обладающего какими-нибудь достоинствами, а есть вполне достойные люди, имеющие какие-то несущественные недостатки.

– Расскажите о самом лучшем совете, который принес вам хорошие результаты


    Скажу честно, я не помню таких судьбоносных советов, если не брать какие-то частные случаи, но могу сказать уверенно, что во многом обязан в своей жизни и профессиональной деятельности влиянию других людей. В первую очередь это моя мама, ее братья, у которых я многому научился, мои учителя, мои преподаватели в институте, мои коллеги – директора школ, у которых я, молодой директор, многое взял в свой багаж. Это, наконец, многие мои коллеги, в том числе те, с кем мне выпала судьба работать в одной школе, а также мои ученики. И это не просто правильные слова – это искренняя благодарность.
Считаю нужным заметить, что директора школ, среди которых начиналась моя директорская карьера, качественно были совершенно другими людьми, чем те, кто есть теперь. Тогда директорами были преимущественно мужчины, и это были интеллигентные, очень образованные, склонные к аналитике, убежденные в правильности того, чему они посвятили свою профессиональную деятельность люди. Важно также и то, что статус директора и его самостоятельность тогда были очень высоки, а руководители школ в то время вовсе не были пассивными исполнителями, избегающими всякой инициативы.


– Какое собственное достижение в выбранной сфере деятельности вызывает у вас наибольшую гордость?


     Выше уже был вопрос о гордости за «кого-то и за что-то», и его можно понимать, как более общий. В профессиональной сфере я так же не склонен чем-либо гордиться, тем более публично, как и в любой другой. Конечно, как и любого человека, у меня была и есть какая-то деятельность, результаты которой вызывают удовлетворение. Ну, например, я был единственным в районе победителем конкурса лучших учителей России, к тому же я остался единственным за все годы директором школы в этом статусе. Но я далек от мысли этим, как и многими другими результатами своей работы гордиться, и как-то пропагандировать собственные свершения.
     У меня есть несколько сайтов, сетевых ресурсов, страницы на творческих сайтах, книги, наконец, где можно познакомиться с моими произведениями и результатами той или иной деятельности, если это кому-либо интересно.
Очень часто всевозможные проявления гордости «за страну», «за народ» и т.д. и т.п. – это банальная демагогия. Смысл имеет только практическая деятельность, а не громкие заявления – так я считаю.
     В то же самое время, должен сказать, что я много раз делился своим опытом с коллегами и теми, кто интересуется проблемами образования, обменивался соображениями по различным вопросам. Это происходило на различных уровнях, и устно, и в виде печатных статей. Мне пришлось быть делегатом двух всесоюзных съездов, участвовать во многих конференциях Юга России и областных, много раз занимать в тамошних конкурсах творческих работ призовые места, по приглашению я выступал перед коллегами в областном Институте повышения квалификации и переподготовки учителей. И сейчас я готов в рамках своей компетентности осветить любые вопросы, которые могут возникнуть у той или иной аудитории. Но это может быть только содержательно, сущностно, а не с позиций какой бы то ни было гордости.
Должен отметить, что, кроме всего прочего, всевозможные гордецы – это чаще всего фанатики тех или иных идей. Я, мягко говоря, не люблю фанатизм и фанатиков независимо от их специализации, то есть вне зависимости от того, чем именно они гордятся в данное время.


– Возникало ли у вас желание начать все с чистого листа?

Если иметь в виду что-то радикальное – то нет. Я никогда не хотел сменить профессию, например. А в каких-то локальных вопросах мне приходилось начинать все сначала много раз. В этом смысле я человек упорный, и обычно добивался успеха там, где это было важно для меня. При этом нередко приходилось начинать всё заново снова и снова.


– Расскажите о своем идеальном дне


    Начну с того, что я человек практического направления и в идеалы верю только как в условный ориентир. К тому же, в разные периоды жизни неизбежны различные представления об идеальном дне. Школьные годы, студенчество, различные возрастные периоды связаны с различными целями, мечтами и планами. Если говорить о настоящем времени, то, наверное, можно начать с того, что у вас столько денег, сколько хотите, вы можете поехать в любую точку мира, ваше здоровье безупречно, у родных и друзей всё хорошо, вас окружают именно те люди, о каких мечтаете и т. д.
    Что еще. Вы можете делать что хотите и проводить день вместе с теми, кого выберете сами. Достаточно ли этого?  Нет, конечно, ибо человек живет не в идеальном, а в реальном мире, и всегда зависим от множества обстоятельств, поэтому рассуждения об «идеальном дне» имеют смысл разве что, как психологический тренинг, не более того.


– Расскажите о самом большом провале, который когда-либо случался в вашей жизни?

     Если иметь в виду значение слова «провал», как неудача в каком-либо деле, срыв планов, то мне трудно найти подобное в своей жизни или профессиональной деятельности, если иметь в виду что-то масштабное и судьбоносное.
Естественно, у меня, как и у всех людей, бывали локальные неудачи в каких-либо делах, которые требовали коррекции усилий, смены подходов и методов деятельности, которые могут быть более успешными. Как говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
    Серьезных провалов в жизни можно избежать, если критически оценивать свои возможности, адекватно воспринимать ситуацию и реальные проблемы, за разрешение которых берешься, а для этого нужно много и непрестанно учиться. Жизнь не стоит на месте и однажды достигнутой в учебном заведении компетентности бывает недостаточно уже через короткое время. Причем, не только в сфере динамично прогрессирующей сферы информационных технологий, но и практически во всех прочих. Хотя бы потому, что меняются технологии и запросы общества.
    Чтобы не напороться на подводные камни, нельзя полагаться только на фортуну. Важно не только хорошо знать возможности своей лодки и маршрут ее плавания, но и критически оценивать свои качества морехода. В этом все дело.
«Каждый сам кузнец своей судьбы», – эта пословица восходит к временам Древнего Рима: (фабэр эст суэ квисквэ фортуна). Римского историк Саллюстий (86 – 35 до н.э.), утверждал, что авторство этого выражения принадлежит римскому консулу и поэту Аппию Клавдию. Впрочем, подобная истина высказывалась в разные времена множеством людей.  Хочу заметить, что локальные неудачи, срыв каких-то намерений и тому подобные неприятности не стоит воспринимать, как провал, из любых ситуаций бывает выход.

– Без чего вы не сможете обойтись ни дня?


    Если не иметь в виду физиологические потребности, которые, безусловно, важны для любого человека, если не говорить о привычном комфорте, без которого, как кажется многим, жить нельзя, то мы придем к самому смыслу существования конкретного человека.
   Для меня – это дело. Я не могу жить без того, чтобы каждый день не подводить итог сделанному за день. Это не обязательно должны быть какие-то глобальные дела и свершения. Что-то сделано в саду, что-то отремонтировано или построено, я что-то узнал новое, чему-то научился, освоил какие-то программы, что-то написал, чем-то порадовал других людей, сумел быть им полезным. Это ощущение собственной значимости, полезности, созидательности очень важно для меня, да, думаю, и вообще для любого человека, не устроенного примитивно потребительски. В этом один из важнейших секретов физического и психического здоровья любого из хомо сапиенс.


– Опишите свой характер пятью разными словами


    Такое испытание нередко предлагается соискателям различных должностей, и они стараются продать себя подороже, называя позитивные черты, которые им, якобы, присущи. У меня ситуация иная, и я не хочу выглядеть неким нарциссом, расхваливающим себя, да и невозможно сколько-нибудь точно описать свой характер в пяти словах. Никто не бывает всегда весёлым или, наоборот, серьёзным. Всегда деловым или всегда расслабленным. Всегда кристально честным или всегда лукавым. Поэтому я бы выбрал для себя более или менее нейтральные черты, например, такие: принципиальность, целеустремленность, настойчивость, трудоспособность, заботливость. За скобками оставляю чувство юмора, которое считаю очень важным качеством личности.


– Что вы предпочтете: выполнять любимую работу и получать за это мало денег или делать то, к чему у вас не лежит душа, и достойно этим зарабатывать?

    Я, как, наверное, и большинство людей, предпочитаю делать любимую работу и получать за это достойное вознаграждение. Однако, сам термин «любимая работа» требует некоторого уточнения. Не бывает работы, где нет трудностей, а только одни радости и удовольствия.
    Что именно делает работу любимой? Если человек знает тонкости своей работы, достиг высокого профессионализма, наконец, просто привык к своим обязанностям, к месту и к коллективу работников, он начинает свою работу предпочитать другим, пусть даже она и не дает больших заработков. Есть и другие, менее заметные факторы.
     Покладистое руководство, близость места работы к дому, позитивный микроклимат в коллективе, возможность совмещать эту работу с другой, возможность иметь заработок благодаря своей квалификации или даже самому факту работы в данной организации и т.д.
     Но вообще, сейчас не редкость, когда люди совмещают несколько мест работы, и на первом месте при этом, естественно, стоит заработок, позволяющий содержать семью на приличном уровне достатка. Так что, в этом смысле не стоит себя обманывать. Все любят путешествовать, проводить отпуск у моря, пользоваться престижными гаджетами, учить детей в платных учреждениях творческого характера и т.д. Это всё весит гораздо больше, чем «любимая» работа, такова реальность.
     Для меня заданный вопрос уже не имеет принципиального значения, но в прошлом мне приходилось годами работать без выходных, совмещать различные виды деятельности, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни своей семьи. Были такие времена, когда зарплату платили крайне нерегулярно, да и размер ее оставлял желать много лучшего.
    Стоит упомянуть еще одно обстоятельство. Творческий, трудолюбивый человек способен даже и незавидную работу превратить в интересную, прибыльную и престижную. Ну, и, наконец, если не удается подыскать желанную работу, всегда можно начать своё дело, но и в этом случае нужно иметь не только способности, но и соответствующую подготовку. Приведу один пример.
    Генри Форд – не только американский промышленник, не только владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, но и изобретатель, автор 161 патента США. Когда ему исполнилось 16 лет, он, сбежав из дома, уехал работать в Детройт. Восемь лет работал инженером-механиком, позже главным инженером в «Электрической компании Эдисона». В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал свою компанию – «Форд мотор компани», которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A. Подобных примеров успешных людей, создавших себя сами, очень много, в том числе и в России.

– Хотели бы вы изменить прошлое, если бы могли?

     Я уже говорил, что не являюсь сторонником всевозможных воздушных замков, беспочвенных мечтаний и фантастических проектов. Прошлое изменить невозможно, как невозможно загнать фарш обратно в мясорубку, чтобы он снова сделался цельным куском мяса.
    Прошлое состоит из мириадов мгновений, действий, событий, которые взаимосвязаны с другими, и совершенно очевидно, что замена каких-то из них неизбежно должны были бы повлечь изменение множества других зависимостей. Проще говоря, изменение моего прошлого неизбежно должно было бы повлечь изменение прошлого других людей, которые этого, возможно, не хотели бы. А если представить, что многие граждане захотели бы изменить прошлое?! Ужас, какой мог бы начаться хаос!
    Так что, ничего менять в прошлом я не хочу. Но если невозможно изменить прошлое – то можно изменить своё отношение к нему. Признать ошибки, осознать свою неправоту, измениться не в прошлом, а в настоящем и в будущем, учитывая всё, что было сделано раньше.

– О воплощении какого желания вы бы попросили золотую рыбку, если бы поймали ее?

     Я боюсь повториться, поскольку уже говорил, что не трачу время на бесплодные мечтания. Между прочим, золотых рыбок я ловил много раз, поскольку много лет имел аквариумы, и там когда-то жили вуалехвосты золотистой окраски, которых называют золотыми рыбками. Золотые рыбки у нас жили и в двух домашних фонтанах, это тоже были рыбы семейства карповых, но другой разновидности, они называются кометами. Правда, я никаких своих желаний этим рыбкам исполнить не предлагал.
    Думаю, что не лишне будет лишний раз сказать о том, что любые желания можно и нужно исполнять собственным умом, волей и трудом, не полагаясь на счастливый случай. Фортуна, как известно, дама капризная.

– Что Вы хотели бы пожелать нашим слушателям?

     Организаторам этой беседы я хочу пожелать прекрасного здоровья и как можно больше оснований для того, чтобы работа была для них любимой. Я желаю им понимания со стороны коллег, а также школьников и их семей, и еще желаю, чтобы у них были возможности для реализации своего творческого потенциала.
    Молодежи я желаю никогда не терять веры в собственные силы, желаю не бояться намечать дерзкие планы и всегда добиваться их реализации. А еще учиться анализировать, сопоставлять источники информации и делать собственные выводы, не полагаясь на одно мнение, пусть даже официальное. Это позволяет не только адекватно понимать происходящее и прогнозировать. Это еще позволяет держать свою душу в чистоте. Я могу сказать о себе, что никогда ни перед кем не заискивал, никому не угождал и всегда стремился жить честно. В этом смысле мне не в чем себя упрекнуть. Этого же я желаю и другим людям.

  Экс-директор школы, член Союза писателей России Владимир Лях на встрече со школьниками  Экс-директор школы, член Союза писателей России Владимир Лях на встрече со школьниками  Книги Владимира Ляха  Старшеклассники Нижнепоповской школы - участники встречи с писателем Владимиром Ляхом. 18.05.2022г  Владимир Лях и педагог Нижнепоповской школы Анастасия Бойцова. 18.05.2022г

*****

Мероприятие "Счастливые встречи"  (май 2022г)

  Видеоролик "Интервью с учителем". Часть 1

Видеоролик "Интьервью с учителем", часть 2

 Видеоролик "Интервью с учителем", часть 3


Страница 1, 2, 3, 4, 5      На сайт учителя физики   Лях В.П.       Сайт "Школа физики.ру"    Стихи     Проза     Ютуб-канал

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ
 

                        Главная История МузейКадры ПрограммыМетодика Кружки Информатика  Фотогалерея   НовостиГостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.