|
ВСТРЕЧА-ИНТЕРВЬЮ ЛЯХ
ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА СО ШКОЛЬНИКАМИ
(апрель 2022г) Меня
в начале апреля пригласили на встречу со школьниками в школу,
работе в которой я отдал 43 года своей жизни. Обстоятельства,
однако, сложились так, что в это время мы уехали в гости к
сыновьям, и я не мог присутствовать на встрече. Поэтому отвечаю
на предложенные вопросы письменно. Постараюсь также ответить на
них с помощью видеоролика
***
«Владимир Петрович, мы
приглашаем Вас на встречу со школьниками в нашей школе. В
нынешнем мире компьютерных игр, дети не знают никого, ничего,
даже не представляют, что рядом с ними живут люди, известные
далеко за пределами района и области. Вам есть, что сказать и
рассказать. Мы представляем встречу со старшими классами, как
интервью».
***
|
Цель
мероприятия:
1. Знакомство с интересным человеком, творческой
личностью, человеком активной жизненной позиции.
2. Освоение учащимися навыков вести беседу, правильно
формулировать вопросы.
3. Совершенствовать умение обучающихся находить
выразительные средства языка, формировать у обучающихся
ценностные жизненные ориентиры, воспитывать
нравственно-патриотические чувства, уважение к старшим.
|
Немало есть односельчан,
Прошедших жизни институт,
Кто в дело вкладывает сердце,
Кто душу вкладывает в труд.
И мы гордимся земляками,
Знакомы нам их имена,
Гордимся тем, что рядом с нами
Ведь в них история сама. |
40
лет Владимир Петрович был директором Нижнепоповской
школы, избирался депутатом местного совета, делегатом
областных слетов и конференций, Белокалитвинского
городского Совета по народному образованию, выступал с
предложениями по совершенствованию системы образования.
Был избран делегатом на Всесоюзный съезд работников
народного образования, был приглашен оргкомитетом
Организационного съезда Физического общества СССР для
участия в работе съезда, а также в Учредительной
конференции Ассоциации учителей физики СССР, был
победителем конкурса лучших учителей России в
рамках национального проекта "Образование" в 2008 году.
Владимир Петрович – земляк русского
полярного исследователя Г.Я. Седова. Он является членом
Союза писателей России, имеет многочисленные награды за
творческую деятельность, издал книгу «Мои причалы»,
«Простые истории», «Город в подарок» о строительной
истории г. Белая Калитва. |
|
Вопросы и ответы:
– Расскажите,
пожалуйста, о том, как стали директором и писателем?
Становиться директором я никогда не планировал и
никаким образом не стремился к этому. Но это случилось
независимо от моего желания. После трех лет, отработанных в
школе после института, в начале лета, ко мне домой пришли
заведующий районо Н.З. Кочетов и директор школы А.Г. Казменков.
Они предложили мне поработать директором хотя бы год, чтобы
директор, уже несколько месяцев болевший, мог поправить
здоровье. Я согласился, хотя у нас были планы искать работу
где-нибудь в городе. В августе А.Г. Казменков ушел из жизни, и с
подготовки школы к новому 1979-80 учебному году началась моя
директорская работа. Не зря говорят, что нет ничего более
постоянного, чем временное, ибо в качестве директора моя
деятельность продлилась четыре десятка лет.
Почему именно мне предложили эту должность? В те годы
директорами, как правило, назначали успешных учителей,
руководитель школы по сути дела становился учителем учителей,
главным методистом и организатором учебно-воспитательного
процесса.
Я был моложе большинства работников, и поэтому для солидности
сразу же отрастил усы, и стал носить галстук. Но, несмотря на
небольшой стаж работы, меня хорошо знали в районе. Я публиковал
в районной газете статьи, фотографии, рассказы и стихи, выступал
на всех конференциях и методических объединениях. Кроме уроков и
внеклассных мероприятий, вел технические кружки, и они неизменно
были призерами районных технических выставок. А кроме всего
прочего, у меня было несколько публикаций на страницах
всесоюзного методического журнала «Физика в школе». Всё это и
стало, наверное, основанием для руководства назначить меня
директором. Тогда руководителями назначали не тех, кто удобен
для начальства, а тех, кто профессионально подготовлен лучше
других.
Что касается писательства, то писать я начал еще в
школьные годы. В частности, сочинял стихи, даже посылал их в
«Пионерскую правду» – была такая хорошая газета для школьников.
Мне выписывали эту газету и журнал «Юный техник», и это мне во
многом помогло в становлении.
Стихи в газете не напечатали, но мне подробно ответили,
и посоветовали больше читать известных поэтов. Сначала я
обиделся, но со временем понял, что совет этот правильный. А
вообще, я очень много читал. Причем, не только на русском языке,
но и на украинском, поскольку многих книг, особенно приключений,
фантастики, детективов на русском не было, а на украинском они
стояли в магазинах и не пользовались спросом, поскольку Донбасс
– это преимущественно русскоязычный регион. Так я выучил
литературный украинский язык, знание которого помогает легко
понимать белорусский, болгарский, польский и т.п.
В разные годы я писал много всевозможных заметок,
статей на различные темы, а со временем стал писать рассказы, в
которых стремился показать различные педагогические ситуации,
отношения между учителем и учеником, между школой и обществом и
т.д. Примерно по этому пути шли многие видные советские педагоги
А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Это такой
своеобразный способ обобщения собственного педагогического и
человеческого опыта, который максимально облегчен для восприятия
обществом. По сути вся классическая русская литература имеет
воспитательный и гуманистический потенциал, мобилизующий и
развивающий всё лучшее в человеке.
– Какими качествами
должен обладать директор?
Отвечая на этот вопрос, я могу изложить только свой
взгляд, основанный на собственном понимании миссии руководителя
школы. Сейчас директор – это представитель органа управления
образованием, призванный осуществлять его политику на уровне
школы, быть, как говорят в определенных кругах, смотрящим. Моя
позиция была совершенно иной. Я осознавал себя, в первую
очередь, членом педагогического коллектива, который знает и
умеет больше, и видит дальше многих, и на этой основе организует
деятельность коллектива в области образования в соответствии с
официальной нормативной базой всех уровней.
Более того, я всегда считал, что у директора школы есть
только один инструмент для организации эффективной деятельности
школы – это педагогический коллектив. Организация, поддержание и
сохранения коллектива – это и есть, по моему мнению, основа
деятельности успешного директора школы.
Никакой наёмный менеджер, никакой надсмотрщик от отдела
образования не сможет обеспечить успешное функционирование и
развитие школы. А успех, как я всегда считал, – это не послушное
исполнение указаний, за которое могут похвалить и даже вручить
какую-либо «плюшку», не пресловутая исполнительская дисциплина –
это качество образования, которое в итоге получают выпускники, и
которое обеспечивает им потом успешность в жизни. И не только в
смысле продолжения образования, но и в самом обычном смысле
повседневной готовности применить полученные знания и
навыки. Именно с этих позиций, к слову, я и преподавал физику и
математику.
Поддержание коллектива, как главной ценности, требует
от руководителя немало усилий, волевых качеств и
профессионализма, а в небольшой сельской школе нужно вообще
уметь всё и быть готовым к постижению нового. И это не фигура
речи.
Нельзя обижаться на лично значимые удары и уколы,
нельзя мстить за обиды, впадать в соблазн создания группы
поддержки, нельзя позволить себе несправедливость, нельзя
ограничиваться на мелких ситуативные достижениях, имея всё время
в виду генеральную цель, устремленную на годы вперед.
Директор – это человек, и он должен каждодневно помнить
об этом, развивая и поддерживая в себе лучшие человеческие
качества. Общительность, остроумие, умение слушать и слышать,
готовность принять дельный совет, помочь каждому, кто нуждается
в помощи. Конечно, познавательная активность, энтузиазм,
эрудиция, образованность, компетентность, умение держать удар,
порядочность, здоровье, наконец. Нельзя забывать, что образ
жизни руководителя – это тоже фактор воспитания и коллектива, и
школьников.
За все 40 лет моей работы директором, ни один человек
не был уволен по инициативе директора, в школе всегда работали
только профессионалы, в том числе из городских школ, работать в
нашей школе большинство из них считали за честь. В то же время,
сам я много раз лишался премий, возможности пройти тарификацию
на первую категорию руководителя и т.п. за то, что поддерживал
справедливые требования педколлектива, которые не нравились
вышестоящему руководству. Ну, что делать, тут приходится
выбирать, как говорится, «жизнь или кошелёк», и я ни о чем не
жалею. Никогда никому не льстил, не угождал и не старался
понравиться. В этом смысле моя совесть чиста, и мне не в чем
себя упрекнуть.
Теперь, думаю, подавляющее большинство, если не вообще
все, выбирают деньги, льготы и карьеру, а не принципы. Но такое
положение вряд ли может существовать вечно, ибо оно отрицает
прогресс образования, без которого не может быть прогресса
общества и государства.
– Что
самое главное в коллективе?
Самое главное в коллективе – это сам коллектив,
если он сформирован и работоспособен. В таком коллективе имеет
место взаимная забота и взаимопомощь, обмен мнениями, не
ущемляется индивидуальность работников, поддерживается полезная
инициатива, есть склонность к совместному проведению досуга и
проведению праздничных мероприятий. Трудно переоценить при этом
роль первичной организации профсоюза, которая вовсе не должна
быть филиалом администрации, как теперь это нередко бывает.
При этом, в каждом коллективе есть инициативное ядро,
которое способно провоцировать общую реакцию на те или
иные события и решения, это руководитель должен понимать и
учитывать, чтобы не быть в арьергарде настроений, а уметь
предвосхищать их и направлять инициативный потенциал коллектива
в конструктивное русло.
Перед принятием каких-либо ответственных решений, я обсуждал
их не только на общих совещаниях, но сначала индивидуально. Там,
где получалось, это выглядело как случайный разговор, а чаще – в
ходе обсуждения посещенных уроков. Кстати, посещать уроки коллег
очень важно не только для того, чтобы держать педагогов в
«спортивной» форме, но и с точки зрения профессионального
общения, «сверки часов». Коллектив важен вовсе не в качестве
дружной, спаянной компашки, а именно как содружество
профессионалов, и это не только требует значительных усилий
руководителей школы, но еще и убедительных личных достижений от
директора и административной команды. Именно на этом, в первую
очередь, держится профессиональный авторитет директора.
После ухода с должности директора, я еще год работал в
коллективе учителем, – думаю это могут себе позволить далеко не
все бывшие администраторы, я смог, и новом этапе жизни это было
для меня очень важно.
– Что или кто
является самой большой гордостью в вашей жизни?
На этот вопрос мне ответить трудно. Дело в том,
что я никогда ничего не делал для того, чтобы потом этим
гордиться и кичиться перед теми, кто так не может. Конечно, как
и любой человек, я могу быть доволен какими-то из моих
свершений, но это никогда не предназначено для публичного
обсуждения по моей инициативе.
Среди известных людей можно найти немало примеров тех, кого
история сбросила с пьедестала всеобщего одобрения и восторга, а
есть и те, кто, наоборот, получил признание после длительного
осуждения и даже изгнания. «Время – мудрейший советчик», – так
когда-то сказал знаменитый греческий оратор и полководец Перикл.
–
Расскажите о переломном, судьбоносном моменте
«Жизнь прожить – не поле перейти», – гласит
старая пословица. Смысл её сводится к тому, что в жизни много
всего: потрясений, бед и радостей, приобретений и потерь.
Какие-то поворотные моменты бывают ожидаемы заранее: окончание
школы, выбор профессии, начало трудового пути, создание семьи,
рождение детей и т.д. Так или иначе, это есть в жизни каждого
человека. Именно поворотных и по-настоящему судьбоносных
моментов вряд ли бывает много. В моём случае к таким событиям
можно отнести, пожалуй, развал Советского Союза, в результате
чего мы с супругой не получали зарплату по несколько месяцев, и
мне пришлось заниматься предпринимательством, чтобы хоть как-то
зарабатывать. Ремонтировал всевозможную технику, делал блоки
электропитания и многое другое. Таким же переломным событием
стал пожар, уничтоживший наш дом в 2003 году. Нам помогали люди,
ОАО «Дружба» помог материалами, но очень многое пришлось делать
своими руками вместе с младшим сыном. В это время мне очень
пригодились навыки, полученные в студенческих строительных
отрядах. Последним крутым поворотом, наверное, можно считать
уход из школы в 2019 году, хотя это решение тогда вовсе не было
неизбежным, а имело принципиальные основания. Я не хотел
работать только ради денег.
Завершить эти соображения хочу замечанием,
что какими бы судьбоносными и переломными ни были повороты
судьбы, надо всё-таки стремиться придерживаться прямой
траектории в жизни, видеть в ней главную цель. «Самое дорогое у
человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо
так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,
чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы,
умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому
прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо
спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая
случайность могут прервать её». Это известные в прошлом слова из
романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Так когда-то
жили очень многие люди.
– Какое
свое достоинство вы считаете наиболее ярким и полезным?
С моей точки зрения, на этот вопрос однозначно ответить
невозможно. Дело в том, что всё в этом мире относительно. Если
мы говорим о том, что полезно или вредно, то должны определить –
для кого. Если для меня – то об этом вообще говорить не
интересно и не стоит. Если мы говорим о пользе для окружающих,
для общества, то и ответ на этот вопрос должны дать другие
люди. Надеюсь, что у меня есть какие-то достоинства, и я сделал
для общества что-то полезное, но публично рассуждать об этом не
должен и не хочу. А вообще, я полагаю, что имеет значение
личность человека со всеми ее достоинствами и недостатками. Ведь
вполне возможно представить себе негодяя, обладающего
какими-нибудь достоинствами, а есть вполне достойные люди,
имеющие какие-то несущественные недостатки.
–
Расскажите о самом лучшем совете, который принес вам хорошие
результаты
Скажу честно, я не помню таких судьбоносных советов, если не
брать какие-то частные случаи, но могу сказать уверенно, что во
многом обязан в своей жизни и профессиональной деятельности
влиянию других людей. В первую очередь это моя мама, ее братья,
у которых я многому научился, мои учителя, мои преподаватели в
институте, мои коллеги – директора школ, у которых я, молодой
директор, многое взял в свой багаж. Это, наконец, многие мои
коллеги, в том числе те, с кем мне выпала судьба работать в
одной школе, а также мои ученики. И это не просто правильные
слова – это искренняя благодарность.
Считаю нужным заметить, что директора школ, среди которых
начиналась моя директорская карьера, качественно были совершенно
другими людьми, чем те, кто есть теперь. Тогда директорами были
преимущественно мужчины, и это были интеллигентные, очень
образованные, склонные к аналитике, убежденные в правильности
того, чему они посвятили свою профессиональную деятельность
люди. Важно также и то, что статус директора и его
самостоятельность тогда были очень высоки, а руководители школ в
то время вовсе не были пассивными исполнителями, избегающими
всякой инициативы.
– Какое
собственное достижение в выбранной сфере деятельности вызывает у
вас наибольшую гордость?
Выше уже был вопрос о гордости за «кого-то и за
что-то», и его можно понимать, как более общий. В
профессиональной сфере я так же не склонен чем-либо гордиться,
тем более публично, как и в любой другой. Конечно, как и любого
человека, у меня была и есть какая-то деятельность, результаты
которой вызывают удовлетворение. Ну, например, я был
единственным в районе победителем конкурса лучших учителей
России, к тому же я остался единственным за все годы директором
школы в этом статусе. Но я далек от мысли этим, как и многими
другими результатами своей работы гордиться, и как-то
пропагандировать собственные свершения.
У меня есть несколько сайтов, сетевых ресурсов,
страницы на творческих сайтах, книги, наконец, где можно
познакомиться с моими произведениями и результатами той или иной
деятельности, если это кому-либо интересно.
Очень часто всевозможные проявления гордости «за страну», «за
народ» и т.д. и т.п. – это банальная демагогия. Смысл имеет
только практическая деятельность, а не громкие заявления – так я
считаю.
В то же самое время, должен сказать, что я много раз
делился своим опытом с коллегами и теми, кто интересуется
проблемами образования, обменивался соображениями по различным
вопросам. Это происходило на различных уровнях, и устно, и в
виде печатных статей. Мне пришлось быть делегатом двух
всесоюзных съездов, участвовать во многих конференциях Юга
России и областных, много раз занимать в тамошних конкурсах
творческих работ призовые места, по приглашению я выступал перед
коллегами в областном Институте повышения квалификации и
переподготовки учителей. И сейчас я готов в рамках своей
компетентности осветить любые вопросы, которые могут возникнуть
у той или иной аудитории. Но это может быть только
содержательно, сущностно, а не с позиций какой бы то ни было
гордости.
Должен отметить, что, кроме всего прочего, всевозможные гордецы
– это чаще всего фанатики тех или иных идей. Я, мягко говоря, не
люблю фанатизм и фанатиков независимо от их специализации, то
есть вне зависимости от того, чем именно они гордятся в данное
время.
–
Возникало ли у вас желание начать все с чистого листа?
Если иметь в виду что-то радикальное – то нет. Я никогда не
хотел сменить профессию, например. А в каких-то локальных
вопросах мне приходилось начинать все сначала много раз. В этом
смысле я человек упорный, и обычно добивался успеха там, где это
было важно для меня. При этом нередко приходилось начинать всё
заново снова и снова.
– Расскажите о своем идеальном дне
Начну с того, что я человек практического направления и в идеалы
верю только как в условный ориентир. К тому же, в разные периоды
жизни неизбежны различные представления об идеальном дне.
Школьные годы, студенчество, различные возрастные периоды
связаны с различными целями, мечтами и планами. Если говорить о
настоящем времени, то, наверное, можно начать с того, что у вас
столько денег, сколько хотите, вы можете поехать в любую точку
мира, ваше здоровье безупречно, у родных и друзей всё хорошо,
вас окружают именно те люди, о каких мечтаете и т. д.
Что еще. Вы можете делать что хотите и проводить день вместе с
теми, кого выберете сами. Достаточно ли этого?
Нет, конечно, ибо человек живет не в идеальном, а в реальном
мире, и всегда зависим от множества обстоятельств, поэтому
рассуждения об «идеальном дне» имеют смысл разве что, как
психологический тренинг, не более того.
– Расскажите о самом большом провале, который когда-либо
случался в вашей жизни?
Если иметь в виду значение слова «провал», как неудача в
каком-либо деле, срыв планов, то мне трудно найти подобное в
своей жизни или профессиональной деятельности, если иметь в виду
что-то масштабное и судьбоносное.
Естественно, у меня, как и у всех людей, бывали локальные
неудачи в каких-либо делах, которые требовали коррекции усилий,
смены подходов и методов деятельности, которые могут быть более
успешными. Как говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не
делает.
Серьезных провалов в жизни можно избежать, если критически
оценивать свои возможности, адекватно воспринимать ситуацию и
реальные проблемы, за разрешение которых берешься, а для этого
нужно много и непрестанно учиться. Жизнь не стоит на месте и
однажды достигнутой в учебном заведении компетентности бывает
недостаточно уже через короткое время. Причем, не только в сфере
динамично прогрессирующей сферы информационных технологий, но и
практически во всех прочих. Хотя бы потому, что меняются
технологии и запросы общества.
Чтобы не напороться на подводные камни, нельзя полагаться только
на фортуну. Важно не только хорошо знать возможности своей лодки
и маршрут ее плавания, но и критически оценивать свои качества
морехода. В этом все дело.
«Каждый сам кузнец своей судьбы», – эта пословица восходит к
временам Древнего Рима: (фабэр
эст суэ квисквэ фортуна). Римского историк Саллюстий (86 – 35 до
н.э.), утверждал, что авторство этого выражения принадлежит
римскому консулу и поэту Аппию Клавдию. Впрочем, подобная истина
высказывалась в разные времена множеством людей.
Хочу заметить, что локальные неудачи, срыв каких-то намерений и
тому подобные неприятности не стоит воспринимать, как провал, из
любых ситуаций бывает выход.
– Без чего вы не сможете обойтись ни дня?
Если не иметь в виду физиологические потребности, которые,
безусловно, важны для любого человека, если не говорить о
привычном комфорте, без которого, как кажется многим, жить
нельзя, то мы придем к самому смыслу существования конкретного
человека.
Для меня – это дело. Я не могу жить без того, чтобы каждый день
не подводить итог сделанному за день. Это не обязательно должны
быть какие-то глобальные дела и свершения. Что-то сделано в
саду, что-то отремонтировано или построено, я что-то узнал
новое, чему-то научился, освоил какие-то программы, что-то
написал, чем-то порадовал других людей, сумел быть им полезным.
Это ощущение собственной значимости, полезности, созидательности
очень важно для меня, да, думаю, и вообще для любого человека,
не устроенного примитивно потребительски. В этом один из
важнейших секретов физического и психического здоровья любого из
хомо сапиенс.
– Опишите свой характер пятью разными словами
Такое испытание нередко предлагается соискателям различных
должностей, и они стараются продать себя подороже, называя
позитивные черты, которые им, якобы, присущи. У меня
ситуация иная, и я не хочу выглядеть неким нарциссом,
расхваливающим себя, да и невозможно сколько-нибудь точно
описать свой характер в пяти словах. Никто не бывает всегда
весёлым или, наоборот, серьёзным. Всегда деловым или всегда
расслабленным. Всегда кристально честным или всегда лукавым.
Поэтому я бы выбрал для себя более или менее нейтральные черты,
например, такие: принципиальность, целеустремленность,
настойчивость, трудоспособность, заботливость. За скобками
оставляю чувство юмора, которое считаю очень важным качеством
личности.
– Что вы предпочтете: выполнять любимую работу и получать за это
мало денег или делать то, к чему у вас не лежит душа, и достойно
этим зарабатывать?
Я, как, наверное, и большинство людей, предпочитаю делать
любимую работу и получать за это достойное вознаграждение.
Однако, сам термин «любимая работа» требует некоторого
уточнения. Не бывает работы, где нет трудностей, а только одни
радости и удовольствия.
Что именно делает работу любимой? Если человек знает тонкости
своей работы, достиг высокого профессионализма, наконец, просто
привык к своим обязанностям, к месту и к коллективу работников,
он начинает свою работу предпочитать другим, пусть даже она и не
дает больших заработков. Есть и другие, менее заметные факторы.
Покладистое руководство, близость места работы к дому,
позитивный микроклимат в коллективе, возможность совмещать эту
работу с другой, возможность иметь заработок благодаря своей
квалификации или даже самому факту работы в данной организации и
т.д.
Но вообще, сейчас не редкость, когда люди совмещают несколько
мест работы, и на первом месте при этом, естественно, стоит
заработок, позволяющий содержать семью на приличном уровне
достатка. Так что, в этом смысле не стоит себя обманывать. Все
любят путешествовать, проводить отпуск у моря, пользоваться
престижными гаджетами, учить детей в платных учреждениях
творческого характера и т.д. Это всё весит гораздо больше, чем
«любимая» работа, такова реальность.
Для меня заданный вопрос уже не имеет принципиального значения,
но в прошлом мне приходилось годами работать без выходных,
совмещать различные виды деятельности, чтобы обеспечить
нормальный уровень жизни своей семьи. Были такие времена, когда
зарплату платили крайне нерегулярно, да и размер ее оставлял
желать много лучшего.
Стоит упомянуть еще одно обстоятельство. Творческий,
трудолюбивый человек способен даже и незавидную работу
превратить в интересную, прибыльную и престижную. Ну, и,
наконец, если не удается подыскать желанную работу, всегда можно
начать своё дело, но и в этом случае нужно иметь не только
способности, но и соответствующую подготовку. Приведу один
пример.
Генри Форд – не только американский
промышленник, не только владелец
заводов по производству автомобилей по всему миру, но и
изобретатель, автор 161 патента США. Когда ему исполнилось 16
лет, он, сбежав из дома, уехал работать в Детройт. Восемь лет
работал инженером-механиком, позже главным инженером в
«Электрической компании Эдисона». В 1893 году в свободное от
работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по
1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании»,
но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё
и в 1903 году основал свою компанию – «Форд мотор компани»,
которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A.
Подобных примеров успешных людей, создавших себя сами, очень
много, в том числе и в России.
– Хотели бы вы изменить прошлое, если бы могли?
Я уже говорил, что не являюсь сторонником всевозможных воздушных
замков, беспочвенных мечтаний и фантастических проектов. Прошлое
изменить невозможно, как невозможно загнать фарш обратно в
мясорубку, чтобы он снова сделался цельным куском мяса.
Прошлое состоит из мириадов мгновений, действий, событий,
которые взаимосвязаны с другими, и совершенно очевидно, что
замена каких-то из них неизбежно должны были бы повлечь
изменение множества других зависимостей. Проще говоря, изменение
моего прошлого неизбежно должно было бы повлечь изменение
прошлого других людей, которые этого, возможно, не хотели бы. А
если представить, что многие граждане захотели бы изменить
прошлое?! Ужас, какой мог бы начаться хаос!
Так что, ничего менять в прошлом я не хочу. Но если невозможно
изменить прошлое – то можно изменить своё отношение к нему.
Признать ошибки, осознать свою неправоту, измениться не в
прошлом, а в настоящем и в будущем, учитывая всё, что было
сделано раньше.
– О воплощении какого желания вы бы попросили золотую рыбку,
если бы поймали ее?
Я боюсь повториться, поскольку уже говорил, что не трачу время
на бесплодные мечтания. Между прочим, золотых рыбок я ловил
много раз, поскольку много лет имел аквариумы, и там когда-то
жили вуалехвосты золотистой окраски, которых называют золотыми
рыбками. Золотые рыбки у нас жили и в двух домашних фонтанах,
это тоже были рыбы семейства карповых, но другой разновидности, они
называются кометами. Правда, я никаких своих желаний этим рыбкам
исполнить не предлагал.
Думаю, что не лишне будет лишний раз сказать о том, что любые
желания можно и нужно исполнять собственным умом, волей и
трудом, не полагаясь на счастливый случай. Фортуна, как
известно, дама капризная.
– Что Вы хотели бы пожелать нашим слушателям?
Организаторам этой беседы я хочу пожелать прекрасного здоровья и
как можно больше оснований для того, чтобы работа была для них
любимой. Я желаю им понимания со стороны коллег, а также
школьников и их семей, и еще желаю, чтобы у них были возможности
для реализации своего творческого потенциала.
Молодежи я желаю никогда не терять веры в собственные силы,
желаю не бояться намечать дерзкие планы и всегда добиваться их
реализации. А еще учиться анализировать, сопоставлять источники
информации и делать собственные выводы, не полагаясь на одно
мнение, пусть даже официальное. Это позволяет не только
адекватно понимать происходящее и прогнозировать. Это еще
позволяет держать свою душу в чистоте. Я могу сказать о себе,
что никогда ни перед кем не заискивал, никому не угождал и
всегда стремился жить честно. В этом смысле мне не в чем себя
упрекнуть. Этого же я желаю и другим людям.
*****
Мероприятие "Счастливые
встречи" (май 2022г)
Страница 1, 2,
3,
4,
5
На
сайт учителя физики Лях В.П.
Сайт
"Школа физики.ру"
Стихи
Проза
Ютуб-канал |