|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ
АВТОРОВ
ВИКТОР КАРПОВ
КОЛОДЕЗЁК
Дорогу к колодезьку мне взялась показать казачка. Бросили в
багажник «жигулёнка» все наличные трёхлитровые банки и выехали.
Оставили справа сосновый лес, кончился асфальт. Спустились по
каменной, занесённой песком, дороге в речную долину. Не доезжая
с полкилометра до поповского моста, свернули вправо. Дорога туда
развесёлая, но проезжая. Через полкилометра сворачиваем снова
вправо, и через сто метров редкого краснотала и зыбучего песка
под песчаным взгорком у двух тополей – родник. Три бетонных
кольца, и сверху крышка – типовой городской колодец для
подземных коммуникаций. В колодце чистейшая вода. А вокруг песок
и песок. Далеко вдали сосновая роща, посаженная казаками. Здесь
же рассадить сосну не успели. Началась революция. Не до этого
было. Все семьдесят лет в делах…
«Чуть подальше от этого родника и поближе к речке, -
рассказывает мне старая казачка, - прямо у дороги находится
другой. В нём воды побольше, подъезды к нему лучше. Люди в
основном его не знают. Поповцы чтили первый, считали его
священным, а из второго поливали капусту. И вода в нём уже не
того качества, как в первом. В этом она белая, а там какого-то
тёмно-синего цвета. И вкус там намного хуже". Брали на анализ
воду из второго колодца и сравнивали её с водопроводной. Очень
жёсткая вода у нас в кране, хоть и из артезианской скважины. И
как ей не быть такой, если мы сидим на известняках. Авиловы
горы, Две сестры, гора Караул, Голотвина гора – это же
известняки! А сравнить бы воды обоих источников. За полтора
века казачки разобрались, какая вода лучше. Старая женщина
продолжает: «Была я девчонкой, наши деды посылали нас за этой
водой. Только её и пили. Чай из неё неповторимого вкуса,
сохраняются все оттенки аромата. Вода в колодезьке похожа на
снеговую или дождевую. Тоже чуть-чуть с горчинкой. Должно быть,
она хорошо вымывает шлаки из почек. Деды наши отметили это.
Знали они, что она не портится при хранении: серебро, кубыть, в
ней есть. Через то и священной очитали воду. Пили её, и печень
переставала болеть, а суставы не ломило на дождь. Родник
называли колодезьком. Это теперь его приезжие криницей называют.
После революции наехало много этих орлов с верхних слобод
руководить нами. Хутора переименовали, улицы… Много дел
наделали. Давным-давно, когда ещё деды наших дедов были детьми,
возле этого места, где сейчас колодезёк, пасла скотину женщина.
Раньше там ничего не было, кусты краснотала да песок нагольный.
Вдали, за взгорком - казачьи лагеря. После большого дождя это
было. На глазах пастушки ударил из земли фонтан тонкой струйкой.
И так лил вместе с песком целый день. А на утро пришли хуторяне
посмотреть на чудо, а там уже три струи вверх бьют. Лопатами
разрыли песок, лишнюю воду отвели ручейком, чтобы не
застаивалась и не закисала. А когда распробовали её на вкус, то
огородили это место от скотины, установили над родником сруб.
Каждый год воду в колодезьке святили. Рядом построили капличку.
В ней иконки, лампадка теплится день и ночь. В той капличке в
мою бытность ночевал старичок. Как его звать уже и не помню,
но знаю, что он наш – верхнянский, с Верхней Поповки.
На десятую пятницу после пасхи собирались богомольцы
со всех хуторов: с Богатова, Какичева, Богураева, Дороговского,
Ольховского, Дядина. С верхних по речке хуторов приезжали: из
Крутинки, Свинарёва, Николаева. Вся Калитва здесь была. То-то
мира было! А у нас в Поповке в каждом доме готовился обед.
Кормили всех бесплатно. Считалось это богоугодным делом.
Молились всю ночь. Освящали колодезёк. Ходили освящать и другие
колодцы по хутору. Молились, чтобы Бог даровал дождь и урожай.
Брали из колодезька воду, пили её, дети обливались ею. В ту ночь
много раз вычерпывали его до дна, а через два-три часа он
снова полный. По две кубышки наливали дети и несли домой за
много вёрст.
Похоже, что служили всю ночную службу в тот календарный
день, когда родничок пробился к свету. Помню, в далёком
детстве мы пошли со старичком к колодезьку. Первыми заскочили в
капличку, а там на полу вода, а по воде иконки в окладах
плавают. Так на наших глазах и потонули. Испугались мы, а
старичок сказал, что не к добру всё это. Капличку разорили
станичные комсомольцы где-то во времена коллективизации. А в
шестидесятых годах, когда закрыли в Калитве единственную
церковь, верующие ходили молиться Богу к этому колодцу. Разорили
партейные и его. Залили бетоном. А было это так. Приехали
райкомовские на нескольких машинах. Человек двенадцать
раскормленных бездельников. Ноги расставили, руки за спиной и
кличут старика, требуют ехать с ними. А он им в ответ: « Изыди,
слуги бесовы. Пока не дочитаю, не пойду!» Дали дочитать. Народа,
кубыть, побоялись. Ждут. Жара. Одна богомолка почерпнула воды
маленьким ведёрком, подошла к стоящим полукругом «слугам
народа». Черпает ладошкой воду, брызгает на них и приговаривает:
«Прости их, Господи!» Морщатся партийцы, но терпят. Косятся на
главного. Не знают, как им поступить: то ли рыкнуть, то ли
промолчать. А женщина расхрабрилась, вылила на голову тому, что
с лысиной, с ладошки два раза. Растирает ему воду по лысине и
приговаривает: «Да, разжалкая ты моя лысинка, да куда ж тебя
хозяин по такой жаре занёс?» Богомолки помоложе со смеху
прыскают.
Забрали старика. Ну что они с ним сделают? Он ветеран
войны, покалеченный на ней. Награды имел. Попугали и отпустили.
Стращать они мастера. Был бы молодой, съели бы. На другой день
приехали самосвалы с бетоном и забили колодезёк. В первом
самосвале сидел парторг совхозный. Молодой такой, красивый хохол
с верхних слобод, дорогу указывал. Он эти места хорошо знал:
девок хуторских в ольховые заросли водил, жеребец этакий! Только
в прошлом году расчистили родник. И потекла нужная людям
живительная вода снова»
Вот такое дополнение к «интересной истории у
источника» около хутора Попова, описанное Е. Юровой в местных
газетах в мае 1991 года, рассказала мне казачка и добавила: "Ты,
Витюшка, обо всём этом напиши, а меня не прописывай.
Затаскают…Господь с ними, не хочу".
(Рассказ приведен в сокращении.)
Легенда о
Поповской Кринице
В окрестностям хутора Нижнепоповский, за
рекой, среди ольховых рощ, в краснотале стоит чудо-колодец с
родниковой целебной водой – Поповская криница. О чудесных
свойствах воды наслышаны многие, и часто стоят вереницы машин и
люди с бидонами в очереди, чтобы набрать знаменитой криничной
воды. Но мало кто из них знает, что живительная влага бьёт из
святого источника. Вот история чудесного появления криницы.
Евдокия Терехова была вдовой, имела пятеро детей.
Однажды, после трудов и забот засыпает Евдокия, и снится ей сон,
и во сне она слышит голос: «Пойдите в краснотал, найдите
соломинку и откройте воду» (легенда не говорит, каким образом
была открыта вода. То ли соломинка лежала на том месте, где бил
родник, то ли воду нашли посредством соломинки). И пошла Евдокия
наутро к старейшему жителю хутора. Старик тот был очень
верующим, набожным. Рассказала она ему свой сон, и вместе они
отправились за реку. В краснотале нашли соломинку, рядом с ней
пробивался из земли родник. Позже народ сделал над родником сруб
из дуба, сверху поставили комбричку (навес над срубом). Набожный
старик каждый день ходил туда молиться, зажигал свечи. Вместе с
ним молились и другие люди. Каждую десятую пятницу служили на
кринице молебен. Сходились отовсюду, со всех окрестных хуторов.
Молились, набирали воду, твердо веря в её святость и целебные
свойства. Кидали серебряные монеты. Во время очередного молебна
явилась молящимся из глубины колодца икона Божьей Матери.
Она, казалось, плавала по поверхности воды, но как только её
пытались коснуться, уходила в глубь колодца. В очередной раз
убедились люди в святости источника. Традиция ходить на
десятую пятницу на криницу сохранилась до сих пор. Почему в
пятницу? Пятница - День святой великомученицы Поросковьи
(Прасковьи), нарекаемой Пятенскою.
Во время советской власти председатель сельсовета,
узнав о массовом паломничестве к кринице, ну и, наверное, по
приказу сверху, решил уничтожить криницу. Две машины бетона
вывалили на святой родник. Но сила была в той воде, пробился
ручеёк сквозь преграду.
С тех пор прошло немало лет, а родник и поныне
здравствует. Люди верят в его святость и целебные свойства. Эту
легенду рассказала в своё время старейшая жительница хутора
Нижнепопов Татьяна Лаврентьевна Черникова.
Произведения местных авторов
Новости |
|