|
Здесь я когда-то работал
|
Лях Максим
Владимирович,
с июня 2014г член Союза писателей России, родился в
посёлке Шолоховском Ростовской области (Белокалитвинский
район), окончил Нижнепоповскую основную
общеобразовательную школу в 1992 году. После школы
закончил Белокалитвинский политехнический техникум.
Вернее поступил, но закончить не дали, призвали в армию.
Закончил уже после армии и сразу поступил в Донскую
техническую академию. После окончания учёбы получил
профессию инженера автосервиса, занимался ремонтом
автомобилей. Затем обстоятельства сложились так, что
попал в Москву. Со школьных лет
помню, как
на уроках физики рассказывали о подводной лодке, как там
применяется закон Архимеда. Может быть ребятам будет
интересно побывать фестивале науки в МГУ. Об этом я и
хочу рассказать |
стр. 3
Российский фестиваль науки 2013
11-13 октября
в России прошло замечательное событие – Всероссийский фестиваль
науки, включавший более двух тысяч мероприятий по всей стране.
Когда фестиваль работал второй день,
я решил познакомиться с ним поближе.
В Москве работали несколько фестивальных площадок. Первым
пунктом я выбрал Московский государственный университет, так как
это признанный флагман отечественной науки, входящий в мировые
рейтинги. Перед входом в библиотеку МГУ полно народу. Один
непрерывный людской поток втягивается в университетскую
библиотеку, другой выходит из неё, разделяясь далее на отдельные
ручейки по интересам.
В фойе фундаментальной университетской библиотеки
буквально не протолкнуться. Это и не удивительно: здесь есть на
что посмотреть. Моё внимание привлекает автомобиль, сделанный из
прозрачного пластика. Протискиваюсь сквозь толпу и чувствую себя
опоздавшим – салон необычного авто уже занят пилотами
дошкольного возраста. Стенд сообщает что диковинку выставил
Национальный Технологический Исследовательский Институт.
Поодаль в поле зрения попадают два
большущих микроскопа. Читаю вывеску над ними «Биологический
факультет МГУ». Это должно быть интересно, занимаю очередь,
чтобы поглазеть в микроскоп. Пока двигалась очередь,
разговорился с сотрудницей факультета. Она показала на мониторе
какую-то страшную чешуйчатую штуковину и спросила у меня, что
это может быть. Я предположил, с долей юмора, – хвост
какого-нибудь ископаемого ящера. Нет, оказалось это обычный
человеческий волос под большим увеличением. Потом показала
увеличенную зубочистку. Теперь я знаю, что под видом зубочисток
нам продают чёрт знает что. Тут подошла моя очередь смотреть в
микроскоп. Что-то жёлто-блестящее я рассмотрел в окуляре.
Спросил: - Неужто золото? Мне ответили: - Нет, это всего лишь
жук. Вот такая штука – микроскоп. Призван облегчать сложные
наблюдения, но порой способен запутать ещё больше. Но,
по-крайней мере, здесь особенно остро ощущаешь классика,
призывавшего учиться, учиться и еще раз учиться.
Циркуляция народных масс подхватила меня и понесла
вдоль павильонов учебных заведений – участников фестиваля. Нечто
особенное вдруг заставило меня остановиться. Настоящий
казачий плетень, и даже подсолнухи в нём. За плетнём стол с
книгами, а возле стола две очаровательные казачки в традиционных
нарядах. В общем, чую – земляков нашёл. Подошёл, познакомились,
разговорились. Девушки – студентки Ростовского-на-Дону Южного
федерального университета, учатся на кафедре «Регионоведение».
Чуть позже к разговору присоединился декан отделения «Регионоведение»
Антон Владимирович Сериков. Мы поговорили с ним о Ростове, о
краеведении, о необходимости поддерживать традиции нашего
донского края. Антон Владимирович произвёл на меня впечатление
увлечённого и знающего человека. Мы обменялись контактами, я
рассказал про наш сайт, про то что тема краеведения
Дона и Приазовья нам тоже очень близка, и у нас есть все
возможности для сотрудничества.
Следующий зал, в который я попал, впечатлил
опытами, похожими на фокусы. Первый демонстрационный прибор –
ванна с какой-то белой жидкостью, по которой можно ходить.
Называется эта штука "ньютоновская жидкость" и ходить по ней
можно "аки посуху". Рядом с ванной небольшой столик, на котором
ворох купюр разного достоинства. "Фокусница" берёт купюру,
окунает её в баночку с какой-то жидкостью, вынимает и…
поджигает. Купюра горит ярким пламенем, но не сгорает. Вот такие
чудеса. Почему-то вспомнились напёрсточники с ростовского
автовокзала из лихих девяностых. Им бы такие инновации явно не
помешали.
После зала с фокусниками – зал
робототехники. Робот, легко собирающий кубик Рубика. Робот,
играющий в баскетбол. Робот, катающий пластмассовую лягушку из
стороны в сторону. Все эти необходимейшие в перспективе
помощники человечества здесь. Примечательно, что среди авторов
разработок много школьников. Под наставничеством руководителей
они творят настоящие чудеса. У одного участника, лет двенадцати
на вид, вся рука в датчиках с проводами. Провода идут к печатной
плате, а плата соединена с механической рукой. Когда юноша
шевелит своей рукой, механическая рука повторяет все движения.
После демонстрации несколько взрослых дядей, и я среди них,
сосредоточенно внимали рассказу школяра о том, как всё это
работает. Когда ликбез закончился, нашим вниманием завладел
другой юный изобретатель и рационализатор. . Он рассказал, что
при помощи электроплитки и сухого льда заставил элемент
Пельтье заряжать мобильные телефоны. Один из присутствующих
взрослых в шутку спросил: - А не заливаешь ли ты, парень? Парень
сказал, что не заливает, что просто сухой лёд сейчас
закончился, и переключился на двух подошедших девушек
институтского возраста.
Перед входом в следующий павильон стоит белый и
блестящий спорткар. Профессиональный интерес подталкивает зайти.
Разработчик и изготовитель спорткара – Московский
Автодорожный Институт (МАДИ). Студент этого вуза Евгений
рассказал об этапах создания машины, о её особенностях. Это
полностью электрический автомобиль, спроектированный студентами
института. Всего в проекте задействовано около двадцати человек.
Выйдя из шумного и техногенного зала с роботами я
вдруг попал в тихую музейную атмосферу. Выяснилось, что это –
музей истории МГУ. В витринах исторические экспонаты,
связанные с историей университета, его преподавателями,
основателями и студентами. Здесь, в частности, я обнаружил кубок
с надписью «Донецк, Донецкий Национальный Университет, 250 лет
МГУ».
За музейными залами началась территория бактерий и молекул.
Студент Московского Физико-Технического Института Олег наглядно
показал, какие интересные вещи можно вытворять с молекулами ДНК
в обычной пластиковой ванночке. А в павильоне микробной
биотехнологии милые девушки научили меня отличать через
микроскоп полезные бактерии от вредных. Те, что
продолговатые и зелёненькие – те вроде полезные. Или наоборот.
Короче, полезные тоже есть.
Проводя осмотр экспозиции на первом этаже, я заметил, что
часть посетителей устремляется ещё и на второй, и в цокольный
этажи. Скомандовав себе: «Не отставать!», оказываюсь на
втором этаже. Большие двери актового зала открыты, оттуда слышен
голос докладчика. Перед дверью афиша с расписанием лекций. Я
зашёл и прослушал оставшуюся часть лекции о музеях, которую
читал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Помимо актового зала, лекции проходили и в нескольких
аудиториях. В одной из них преподаватель давал материал на
английском языке. Слушатели понимающе кивали. Осталось
невыясненным, понимали они что-нибудь из сказанного или только
делали вид.
Переходя от аудитории к аудитории, я вдруг почувствовал приятный
запах выпечки. Осмотрелся и увидел в конце коридора большую
очередь к одной из дверей. Подошёл – точно, столовая. Куда же
ещё может быть такая очередища. Но времени у меня мало, ведь ещё
нужно посмотреть выставку в Шуваловском корпусе МГУ, поэтому
столовую пришлось отставить.
Пошёл в цокольный этаж. Там обнаружилась сцена,
заполненный зрительный зал и выступление «Театра занимательной
науки МГУ». Оказывается, существует и такой.
В Шуваловском корпусе МГУ посетителей не меньше,
чем в фундаментальной библиотеке. Большой зал поделён на три
ряда. Осмотр я начал с небольшого павильона журнала «Наука
и Жизнь», который наша семья когда-то выписывала много лет
подряд. Следующий павильон представляет Музей землеведения МГУ.
На стенах географические карты, таблица с заголовком «Экология
Российской Арктики», а на столе я увидел фотографию Георгия
Яковлевича Седова среди фотографий других наших выдающихся
первооткрывателей. Девушка – сотрудница музея предложила
мне и ещё нескольким подошедшим поучаствовать в викторине. Нужно
было ответить на три вопроса, к каждому вопросу три варианта
ответа. Вопросы по Арктике. Я ответил на вопросы и получил
значок Музея землеведения МГУ, за что музею большое спасибо.
Познакомился с сотрудниками музея, рассказал про родину Георгия
Седова, про сайт
«Моё Седово», про его автора – моего отца. Разговор
получился интересный и содержательный.
Далее павильоны по археологии, биоинженерии, политологии.
Заканчивает первый ряд зала павильон с беспилотными летающими
аппаратами. Второй ряд начинается с философского
факультета МГУ. Здесь много посетителей. Уж кому - кому, а
философам всегда есть что обсудить. Я постоял, послушал и,
почерпнув из услышанного кое-что для домашнего размышления
и отправился дальше. Название одного из павильонов
заинтересовало меня особенно: «Азовская научно-исследовательская
станция».
Георгий Рязанцев, сотрудник Азовской
научно-исследовательской станции охотно рассказал о её работе.
Станция создана совместно Московским Государственным
Университетом имени М.В. Ломоносова и Приазовским
Государственным Техническим Университетом. Базируется станция в
Мариуполе. Занимается проблемами Азовского моря: заиливание,
метановые подушки под грунтом, ториевый песок. Я в свою очередь
рассказал, что Азовское море для нашей семьи – родное море, что
корни наши в посёлке Седово. Георгий сказал, что
тоже бывает в Седово и в Меотиде. Мы обменялись контактами и
договорились в будущем обмениваться информацией.
Пройдя до конца второй и третий ряд
павильонов я увидел ещё много интересного: бактерии, которые
живут в почве и не боятся мороза, датчики, которые можно
прикрепить к голове и вроде бы что-то из неё считывать,
головоломки, после которых, наверное, с головы уже ничего не
считаешь. Но так как я во всём этом не очень много понимаю,
будучи технарём, то подробностей рассказывать не стану.
В конце третьего ряда стоит информационный щит, а
на нём расписание и темы лекций. Завтра, 13 октября,
заключительный день работы фестиваля, так что лекции ещё можно
успеть посетить.
Ещё одно площадка фестиваля расположилась в
Экспоцентре на Краснопресненской набережной. Сюда я попал уже в
половине шестого, а выставка работает до шести. Успел
произвести беглый осмотр. Заинтересовал робот, сделанный
студентами колледжа №39 под руководством Василия Фёдоровича
Овсянникова. Робот управляется по Wi-Fi с компьютера. Все
детали робота сделаны в мастерской колледжа. Программа для
управления роботом написана студентами. Также произвел
впечатление электрический мотоцикл, сконструированный
студентами Московского Государственного Машиностроительного
Университета (МАМИ). Ребята, участники проекта, рассказали, что
мотоцикл уже участвовал в международных соревнованиях
среди аналогичных мотоциклов и занял первое место. С чем мы МАМИ
и поздравляем. Много посетителей привлёк к себе павильон
Российской академии живописи Ильи Глазунова. Студенты
академии тут же рисовали портреты желающих и лепили из глины их
точные копии. Фестиваль произвёл на меня сильное впечатление.
Большое спасибо организаторам и участникам! Удачи! Новых
идей! Интересных задач и оригинальных решений!
Страницы
1,
2,
3,
4
Экскурсия в Политехнический музей
Экскурсия "Прессовое производство"
Экскурсия "Подводная лодка"
Сайт
Максима Донецкого |
|