|
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ. ОБМЕН ОПЫТОМ.
В.П. Лях
Щи
из топора или как заполнить аттестаты образца 2014 года
Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией,
когда уместна фраза "не было бы счастья, да несчастье помогло!" Так
случилось, например, в начале июня 2014 года, когда подошло время
заполнять бланки аттестатов для выпускников. Дело в том, что управленцы
наверху не привыкли морочить себе голову проблемами непосредственных
исполнителей их решений в школах. Так вышло и на этот раз. Трудно
сказать в связи с чем, но образцы документов об образовании были в
начале года изменены. В феврале вышел приказ о правилах заполнения
бланков, причем там предлагалось использовать довольно
экзотический шрифт Lazurski, которого нет в стандартном офисе, но он был
раньше в одной из программ заполнения бланков. Это приказ от 14
февраля 2014 г. N 115 " ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ, УЧЕТА И
ВЫДАЧИ АТТЕСТАТОВ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ И СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ
ДУБЛИКАТОВ, он был зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2014 г. за N
31472, а до школ дошел в конце марта. Но и это, как говорится, ещё не
всё. Приказ Минобрнауки от 17.04.2014 г. № 329 заменил шрифт Lazurski
шрифтом Times New Roman. Никаких рекомендаций по использованию программ
для заполнения новых бланков не последовало и заданий на их
разработку, по-видимому, дано не было. Говорят, что теперь это
прерогатива издательств, печатающих бланки. Но, естественно, за месяц
издательства программ не создали, а частные конторы, если и создали, то
не успели обеспечить маркетинг. В итоге все предложения потерялись в
море Интернет -страниц с предложениями "новых" программ, на деле
оказывающихся софтом 2010-12 годов, предложений купить кота в
мешке за 1700-3000 рублей, среди которых наверняка полно жульнических и
вирусных.
В нашей школе с самого начала печатного
заполнения бланков использовалась программа "Аттестат-экспресс",
постепенно обновленная до версии 1.9. фирмой "Армрегистр". Эта фирма
обещала на своем сайте разработать обновленную программу в мае, потом
назывался срок 1 июня, и в итоге от своих слов эта контора
отказалась и перестала отвечать на письма. Как быть, что
делать?!
И тут самое время вспомнить другую русскую
поговорку - "голь на выдумки хитра". Да, национальный характер никуда не
денешь даже в таком современном деле, как информатизация.
Дело несколько упрощается тем, что теперь мы
ведем электронные журналы, и все оценки уже есть в базе. Остается только
заполнить сами бланки, но так, чтобы все совпало с трафаретом до
мелочей.
Сначала попробовал рисовалку Paint из Microsoft
Office. Сканируем бланк, который нужно заполнить и затем скан открываем
в графическом редакторе. Рабочее поле совмещаем с изображением
бланка, отмечаем координаты нижнего правого угла. Удобно то, что в
программе можно наложить координатную сетку и отметить координаты углов
текстовых полей. Далее, открываем программу, задаем такое же
рабочее поле и в нужных координатах наносим текст. Далее, пробуем
печатать на сканированных копиях, а затем... Впрочем, надо
признать, что описанные манипуляции не для "средних умов" и можно
поискать способ попроще.
Попробуем создать макет в программе Excel из того
же Microsoft Office. Задаем таблицу из двух половин, соответствующую по
размерам печатному бланку, тоже состоящему из двух половин. В
каком месте страницы разместить таблицу - зависит от модели принтера,
нужно исходить из удобства размещений бланка для печати. Пробуем
печатать на сканированную копию и передвигаем границы до
совпадения с границами бланка и линией сгиба. Далее, размещаем примерно
нужный текст в нужных местах. Опять печатаем на копию бланка и
корректируем положение текста на компьютерном макете. Передвигать текст
можно меняя строчки и столбцы, а также перемещая их инструментами
программы. После двух-трех коррекций макет готов. Далее, можно его
использовать, впечатывая данные нужного ученика, а можно заготовить
такие макеты на каждого выпускника заранее.
И, наконец, способ, оказавшийся самым
простым и доступным. Открываем текстовый процессор Word 2010 или другой.
Страницу делаем "альбомной". На эту страницу вставляем таблицу
из двух ячеек, растягиваем на нужный размер. Вкладыш имеет размеры,
близкие к А4, поэтому есть смысл с него и начать, как с более простой
работы. А текст для аттестата лучше расположить
так, как показано на рисунке. Впрочем, это, наверное, может зависеть от
конкретного принтера. Сначала все надписи делаются в таблицах, делается
пробная печать на сканированных копиях, а затем, когда все
уже готово, границы таблиц убираются, чтобы при печати их не было видно.
Шрифт оценок на приложении, как показывает опыт, можно взять 12 п
(рекомендовано не менее 9п), а для ФИО выпускника - 18п (рекомендовано
не более 20п). Ниже приводятся для наглядности примеры оформления
печатных макетов.
Конечно, использовать специальную программу
бывает удобнее. Но, согласитесь, в некоторых случаях предложенный
простой и эффективный способ, подходящий практически
для любых бланков, может оказаться весьма и весьма полезным.
1.
Титульный лист аттестата об основном общем образовании. Контуры таблицы
пока не убраны.; 2. Титульный лист аттестата об основном общем
образовании. Контуры таблицы убраны, макет готов; 3. Титульная сторона
приложения к аттестату об основном общем образовании, контуры таблицы
пока не убраны; 4. Оценочная страница приложения к аттестату. Контуры
таблицы пока не убраны; 5. Оценочная страница приложения к аттестату.
Контуры таблицы убраны, макет готов; 6. Заполненный бланк
Учитель. Методика
|
|