Спасибо, что конца урокам нет...


ГлавнаяИсторияМузейКадрыПрограммыМетодикаКружкиИнформатикаФотогалереяНовостиГостевая

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ АВТОРОВ      

                 ВЛАДИМИР ЛЯХ                  Страница 7

 Владимир Лях  Визит в «Табакерку»

      Имя Николая Соловьева вряд ли кому-нибудь известно отдельно от имени ведущего российского драматурга 19 века Александра Николаевича Островского, пьесы которого идут на сцене и сейчас, почти два века спустя.
    Учитель в калужском гимназическом пансионе, вольный слушатель Московского университета, любитель театра, Николай Соловьев однажды решил попробовать себя в драматургии. Первые попытки, как и следовало ожидать, оказались неудачными.
    Переезд в Петербург, а затем в Москву ничего не изменили в творческой и в личной судьбе Соловьева, в итоге череда разочарований сделала его послушником Николо-Угрешского монастыря. Но даже и здесь, вдали от мирских соблазнов, Николай Соловьев продолжил сочинение пьес. Ему случайно повезло: написанное попало в поле зрения известного критика Константина Леонтьева, а затем от него – к А.Н. Островскому. Островский оценил самобытный талант Николая Соловьева и взялся за литературную обработку его сочинений. В результате появилось творческое содружество, подарившее русскому театру несколько новых оригинальных пьес. Самой известной из них стала, пожалуй, комедия, названная авторами «Кто ожидал?», позже получившая современное название «Женитьба Белугина». Начинающий автор набросал сюжет, а мэтр оживил его, расписав в уже привычной для себя манере. Типы молодого купца-миллионера, влюбленного в девушку из некогда великосветской, но обедневшей семьи, циничного прощелыги без средств, пожилой семейной купеческой пары, живущей в согласии с принципами домостроя, вполне типичны для Островского.
     Эту нестареющую постановку мы посмотрели в свой традиционный ноябрьский приезд в столицу в театре-студии под руководством Олега Павловича Табакова. Через неделю театральная общественность готовилась отметить 80-летие «Табакова российской сцены», этим обстоятельством и был обусловлен выбор спектакля.
      Выйдя из метро на станции «Чистые пруды», название которой невольно воскрешает  в памяти   лирическую песню в исполнении Игоря Талькова, мы не сразу нашли театр-студию. Оказалось, что нужно пройти под аркой углового дома под номером 1а, чтобы оказаться в уютном театральном дворике на улице Чаплыгина. У стены – столик и скамья, как будто из прошлого века, а посреди мощеного двора, среди ожидающих зрителей, как бы беседуют бронзовые Виктор Розов, Александр Вампилов и Александр Володин – поистине золотой фонд советской драматургии. Вампилов по-юношески спортивен (он погиб совсем молодым, его слава - посмертная), Розов вальяжен, а Володин - старый, грустный и низенький (вероятно, скульптуры соответствуют реальному росту этих людей). А все они вместе - очень душевный памятник, поставленный в удачном месте. Вообще, в таких тихих двориках, старых домах, малолюдных улочках витает нечто неуловимое - тот самый «московский дух», про который не все знают и не все могут почувствовать, что он еще жив.
     Официально открытая 1 марта 1987 года в обычном подвале, «Табакерка» стала, по определению самого Табакова, «нормальным, русским, традиционным, реалистическим психологическим театром», в котором «мудрый отец» занимает положение руководителя театра-семьи. Низкий потолок со всеми закрепленными на нем трубами, кабелями и какими-то приспособлениями выкрашен черной краской и контрастирует с современными алыми креслами зрительного зала, складывающимися так, что почти не мешают проходу. Впереди очень компактная сцена. Все вместе создает ощущение студенческой приспособленности, студийности, но и, в то же время, провоцирует ожидание нового, смелого, нешаблонного зрелища.
     Крошечное сценическое пространство «Табакерки» прекрасно освоено. Четыре добротные колонны, вроде бы подпирающие потолок, а на самом деле – пустое пространство над сценой, олицетворяют купеческий дом, широкий стол посередине – гостиная в доме купца Гаврилы Белугина, придуманная художником Эдуардом Гизатуллиным. Легкий занавес, отделяющий гостиную от остальных покоев, представляет собой схему пожарной эвакуации ткацкой фабрики "Белугин и сын". Занавес мгновенно сменяют белые кисейные шторы – это уже будуар мадам Карминой (Марианна Шульц), дамы с большими запросами, но малыми средствами, и ее дочки Леночки.
     Поставленная Сергеем Пускепалисом пьеса, – радость для поклонников традиционнейшего и при этом живого, ничуть не старомодного театра. Приятная постановка с хэппи-эндом и обилием сдержанного юмора оставляет приятное впечатление. Андрей Белугин (Евгений Миллер), наследник купеческой империи отца Гаврилы Белугина (Владимир Краснов), потерял голову из-за обедневшей светской фифы Елены Карминой (Анна Чиповская), поначалу намеренной выйти за него замуж только из-за денег. Он простодушен, нелеп и по-мальчишески влюблен. Но в финале, после целого ряда перипетий, герой выпадает из этого морока – он перестает стелиться у суженой под ногами, вняв жизненному опыту своего мудрого отца. Здесь невольно вспоминается пушкинское: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Внешне именно так все и происходит. Молодой Белугин отшивает приятеля-предателя Агишина (Иван Шибанов), норовящего, после сделанных им гадостей, по-свойски присесть на краешек стола. Молодой купец сгоняет пройдоху, будто надоедливую муху. Невеста, обнаружив в Андрее характер, ум, решительность, намерена ехать с ним не за границу, а на отдаленную фабрику, слегка напомнив этим декабристку. Сомнений не остается: это любовь!
     Актеры буквально купаются в своих ролях, «выныривая» порой из образа, насмешливо подмигивают залу и моментально погружаются вновь. Это тоже делает свой вклад в особую, доверительную атмосферу «Табакерки».
     Мудрая улыбка сурового и немногословного Белугина-отца, радость матери (Надежда Тимохина), суета легкомысленной маман невесты (Марианна Шульц) – производят в финале устойчивое и приятное ощущение, что «все будет хорошо». И еще об одном обстоятельстве хочется сказать. Белугинский купеческий мир в финале постановки оставляет впечатление чего-то правильного, устойчивого и честного. Для людей старшего поколения, наверное, непривычно то, что купцов Островского, по логике нашего времени, стали изображать хранителями стабильности в мире, причем на материале даже хрестоматийной «Грозы» с ее свирепой Кабанихой. В пьесе этот мир способен втянуть в себя даже претенциозную светскую дамочку Кармину, что и делает к полному удовольствию публики.
     В антракте мы посетили буфет, и он тоже оставил приятное впечатление демократичностью цен по сравнению с «большими» театрами, хотя столица – это всё-таки столица. В фойе была оформлена прекрасная мультимедийная выставка под общим названием «Табаков русской сцены», где можно было увидеть много интересного и порой даже неожиданного.
     Ну вот, к примеру, среди отзывов об Олеге Павловиче многих известнейших людей, в глаза бросился такой текст, созвучный теме спектакля: «Табаков, когда-то директор «Современника», а сегодня не только худрук, но еще и директор МХТ, помимо разных прочих и очень важных побед в искусстве, организовал еще и хорошо налаженное театральное производство. В мультфильмах про Простоквашино он своим голосом сформулировал очень важные, можно сказать, основополагающие правила рачительного ведения хозяйства, верные и при социализме, а при капитализме работающие еще лучше и естественнее.
     Для нашего российского Простоквашино Матроскин актуальнее Гамлета. Что бы в нашем Простоквашино ни происходило, Матроскин выживает и молоко свое всегда добудет. Хитрый котяра с его невероятной степенью выживаемости стал для России метагероем». Но, отметим, имя самого О.П. Табакова можно увидеть только на театральных афишах, но отнюдь не на рекламных плакатах.
     Театральный сезон 2015-2016 годов, вероятно, последний в нынешнем помещении театра-студии. Ставшее долгостроем, новое здание на улице Гиляровского практически готово, и труппа с нетерпением ждет новоселья. Там будет современное звуковое, световое и сценическое оборудование, соответствующее самым высоким мировым стандартам. Главной изюминкой новой «Табакерки» станет сцена-трансформер, которую можно увеличивать в длину, чтобы освободить пространство для авансцены. Дополнительная площадь высвобождается, когда под сцену механически перемещаются первые четыре ряда зрительских кресел в партере. Это будет первая театральная площадка в столице с такой возможностью. А в помещении на улице Чаплыгина хозяевами станут студенты.
 

 Во дворике "Табакерки" на улице Чаплыгина  Сцена из спектакля. Родители Андрея Белугина (Владимир Краснов и Надежда Тимохина)  Сцена из спектакля. Мадам Кармина (Марианна Шульц)  Поклоны артистов, занятых в спектакле "Женитьба Белугина"  Поклоны артистов, занятых в спектакле "Женитьба Белугина"  В фойе театра-студии п/р Олега Табакова  Звезда Олега Табакова  с отпечатком его ладоней  Издание "Театральный подвал", № 63, ноябрь 2015г  Каталог мультимедийной выставки "Табаков. Роль в истории", 2015г  Билеты в "Табакерку". Ноябрь 2015г

 

 

       Страница на "Стихи.ру"   Страница на "Проза.ру"              

     ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦ АВТОРА                Произведения местных авторов    Неизвестный автограф Шолохова

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ  

                        Главная История МузейКадры ПрограммыМетодика Кружки Информатика  Фотогалерея   НовостиГостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.