Спасибо, что конца урокам нет...


Главная История МузейКадрыПрограммыМетодикаКружки ИнформатикаФотогалереяНовости

 

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" 

Владимир Петрович Лях, 2008 год

Учитель – это обязательно личность

     Вообще, я  работаю в Нижнепоповской школе с 1976 года. Преподавал физику математику, вёл кружки, создал совершенный по тому времени предметный кабинет. С  первых лет работы стал публиковать свои материалы в журнале «Физика в школе». Назначение директором школы в 1979 году значительно добавило забот, но учительское мастерство и  преданность профессии всё равно остались приоритетом. Общение с коллегами на различных педагогических форумах, собственные методические находки с годами сложились в  методику «успешного» обучения, суть которой в максимальной открытости для ученика, для его «победного» учения. В этой методике у школьника есть масса возможностей себя  проявить: «неуды» можно пересдать, исправить, всегда есть возможность выбрать для себя доступные и интересные формы предъявления знаний и практических умений из большого  арсенала возможностей.
      В 2008 году к участию в конкурсе лучших учителей России, предусмотренном приоритетным национальным проектом «Образование», были впервые допущены и руководители  образовательных учреждений. Конечно, участие директора школы в учительском конкурсе определяется не только его профессиональной состоятельностью, но и, в известной степени, позицией вышестоящего руководства, а также методического объединения по предмету. С этим тогда проблем не возникло, и я подал документы на конкурс. Победа в нём стала   итогом многолетней работы, но отнюдь не окончательным.
       В этом же году  стал вторым в конкурсе «Лучший учебно-методический комплекс урока, темы» Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес», провел семинар для учителей города и района на основе практического опыта использования электронных образовательных ресурсов, несколько мастер-классов на курсах повышения квалификации учителей физики в Белой Калитве и Ростове-на-Дону. В №3 журнала «Физика в школе» вышла моя статья  «Экскурсии по физике».
      В октябре 2009 года – диплом II степени за лучший доклад, представленный на IX Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции «Информационные  технологии в образовании». Это было признание значимости методической модели, созданной в условиях сельской малокомплектной школы, элементы которой полезны и для коллег, работающих в других условиях.
      Учитель физики и информатики в школе вообще, а в сельской школе особенно – это не просто учитель, но зачастую и главный специалист по информационным технологиям, вообще  по техническим аспектам преподавания. Все кабинеты Нижнепоповской школы оборудованы компьютерами, подключенными к Интернет через локальную сеть, в них есть сканеры,  принтеры, мультимедийные проекторы и другое оборудование. И все это установлено, настроено и обслуживается учителем физики и информатики. Трудно сказать, кто именно проводит  мастер-классы по использованию ИКТ на уроке и во внеклассной работе, консультирует и проводит семинары для педагогов: директор школы или учитель, совмещающий эти непростые   ипостаси в одном лице.
       Наше время даёт много дополнительных возможностей для общения, поэтому состою  в нескольких профессиональных Интернет-сообществах, активно участвую в  региональных конференциях «Информационные технологии в образовании», мои статьи  представлены в сборниках работ участников. В частности по теме, «Использование графических образов в преподавании физики» (2010г); «Школьный сайт как компонент информационного пространства школы» (2012г). Еще в 2000 году, в №6 журнала «Физика в школе» был опубликована статья «К вопросу о формировании понятия вещества». В ней была выдвинута идея альтернативного подхода к повторению материала и осмыслению мировоззренческого значения курса физики в школе. В дальнейшем эта идея наполнялась практическим содержанием. В 2011 году на Первом Южно-Российском форуме "Новое поколение. Новые технологии. Новая жизнь» этому было посвящено выступление на секции естественно-математических наук.
     В № 2 журнала «Физика в школе» за 2011 год вышли сразу две моих статьи: «Моделирование и создание графических образов», в которой была обобщена работа, проведенная с  2008 года, и материал «Использование диафильмов-презентаций» при обучении физике. Обе статьи много цитировались и размещены на ряде ресурсов. Например, кандидат  педагогических наук, автор ряда пособий по физике Т.А. Ханнанова (Российская академия образования, Институт научной информации и мониторинга) упоминает статью по моделированию и созданию графических образов в монографии «Психодидактические основы влияния цифровых технологий на развитие познавательных способностей обучающихся»  в главе «Формирование функциональной математической грамотности учащихся на содержании курса физики для основной школы» (стр. 27) и дает на нее ссылку (№37). Благодаря  тому, что журнал «Физика в школе» и Интернет-ресурсы ссылались на мой персональный сайт  «Школа физики», посещаемость этого сайта ощутимо выросла, и ресурс на  бесплатном хостинге, созданный в 2008 году, стал тесноват для профессионального общения, к тому же многие Интернет-каталоги не работают с сайтами на доменах третьего уровня.  Эта проблема стала постепенно решаться.
       В конце 2013 года школа получила мобильный компьютерный класс «Аквариус» на 14 ноутбуков, способный решить проблему недостаточности стационарного компьютерного класса  для обеспечения нужд учебно-воспитательного процесса. В школе, как обычно в таких случаях, прошел педсовет, был принят план работы по внедрению оборудования в практическую работу, и… директор Лях В.П. поручил учителю Лях В.П. провести семинар и мастер-класс на основе новой техники. Мастер-класс представлял собой открытый урок физики в 9 классе    и присутствовавшие на нем учителя работали с ноутбуками. Было интересно наблюдать, как ученики оказывали педагогам помощь. Вскоре первые уроки с мобильным классом провела   молодая учитель начальных классов Г.М. Чумак, а в октябре 2014 года она уже провела мастер-класс для учителей школы. Оборудование, кроме занятий по физике и информатике,  активно используют сейчас на уроках биологии, рисования, русского языка, математики, в начальной школе, во внеурочной работе. Сообщения об этом и многом другом можно найти на   сайте школы, который вовсе не представляет собой «картинки», как порой выражаются чиновники. Здесь есть методические страницы всех учителей и постоянно обновляется раздел  «Новости». Наверное, можно не говорить, кто ведёт этот ресурс…       Блоги и Интернет-представительства на сайте «Инфоурок» сейчас создают многие учителя Нижнепоповской школы, а учитель математики имеет персональный сайт «Плюс-минус»: http://mat-ap.narod.ru 
       В начале 2014 года в глобальной сети создан мой новый персональный сайт, тоже названный «Школа физики» и размещенный на домене «РУ»: http://shkola-fiziki.ru  Этот сайт  посвящен не только физике, но и информатике. Сайт с самого начала работы хорошо посещается, но и первый сайт http://vpl54.narod.ru/  тоже пользуется популярностью и продолжает работу. Здесь, кстати, размещен модуль по теме «Плотность вещества», претворяющий в жизнь идею статьи «К вопросу о формировании понятия вещества», а также ряд других новых  методических материалов. Когда в мае 2014года, из-за изменения формы бланка аттестата об образовании и затянувшегося согласования правил его заполнения, возникла проблема  с приобретением соответствующей программы, на своих сайтах я  предложил простое и эффективное решение. Статья «Щи из топора или как заполнить бланки», полезная для заполнения любых бланков на принтере, была процитирована на многих других ресурсах.
     Даже и из этой статьи понятно, что разделить многообразные функции педагога в современной школе практически невозможно: отдельно проанализировать, что он делает как директор,  что – как учитель, а что – как воспитатель или методист… Я смотрю  на это еще шире, полагая, что воспитывает, формирует мотивацию учения, дает ориентиры в жизни не просто  педагог, пусть даже и умеющий доходчиво транслировать учебный материал. По большому счету воспитывать может только Личность. Воспитывает жизненная позиция педагога, личное   обаяние, его многогранная человеческая состоятельность, выходящая далеко за пределы школьной программы и вообще образования… Такой педагог воспитывает даже тогда,  когда… не воспитывает. Воспитывает жизненным примером, принципиальностью, верностью идеалам, отношением к людям…
      В течение многих лет пишу  и публикую  стихи и прозу, часто читаю  детям, время от времени участвую  с гитарой на классных часах и школьных линейках, а на выпускных вечерах мой   «Школьный вальс» поют выпускники, прощаясь со школой…  Жизнь продолжается, говоря словами песни  "И вновь продолжается бой..."

 Калитва литературная (24.11.18)

    В октябре в Белой Калитве вышел из печати информационно-библиографический справочник «Калитва литературная», составленный многолетним руководителем городского литературного объединения «Феникс» поэтессой Ольгой Фокиной. В издании в алфавитном порядке представлены поэты, писатели и литераторы, которые «славили наш город и Белокалитвинский район». Открывает галерею имён ветеран войны и труда Владимир Михайлович Бачурин, издавший несколько биографических книг. Представлены в справочнике члены Союза писателей России поэт Алексей Сазонов, прозаики Александр Кравченко и Константин Полупанов, поэт, прозаик и публицист Владимир Лях, народный поэт Виктор Боковой, работающий в нескольких жанрах Алексей Данилов, поэт и драматург Виктор Минеев, а также Ольга Фокина, Наталья Хибатуллина, Екатерина Кирьянова, Вальтер Кресс, Филипп Мирошниченко, Надежда Прядильникова и другие представители литературной общественности.
    Очень важно, что в справочнике содержится информация и о тех, кто уже ушел из жизни: члены Союза писателей России – легендарный в Белой Калитве поэт Александр Снитко, поэт и прозаик Григорий Помазков, заслуженный работник культуры РСФСР прозаик и драматург Александр Суичмезов. Среди тех, кого уже нет с нами, на страницах справочника представлены также известная белокалитвинская поэтесса Татьяна Данилова, журналист и поэт Николай Пикуш, поэт Валентин Ляхов.

 Информационно-библиографический  справочник "Калитва литературная", 2018г     Информационно-библиографический  справочник "Калитва литературная", 2018г     Информационно-библиографический  справочник "Калитва литературная". Страница 29 - член Союза писателей России Владимир Лях, 2018г     Задняя обложка книги Владимира и Максима Лях "Простые истории", г. Ростов-на-Дону, 2017г

Мероприятие "Счастливые встречи"  (май 2022г)

  Видеоролик "Интервью с учителем". Часть 1

   

Страница 1, 2, 3, 4, 5     На сайт учителя физики   Лях В.П.       Сайт "Школа физики.ру"    Стихи     Проза     Ютуб-канал   Интервью с В.П. Лях, апрель 2022г

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ
 

                        Главная История МузейКадры ПрограммыМетодика Кружки Информатика  Фотогалерея   НовостиГостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.