Спасибо, что конца урокам нет...


Главная    История    Музей    Кадры    Программы    Методика    Кружки    Информатика    Фотогалерея    Новости

 

                        Ломова Ирина Игоревна, учитель русского языка
           и литературы

Ирина Игоревна Ломова  Ломова Ирина Игоревна, 12.09.1949 г.р., закончила филологический факультет Ростовского государственного педагогического института, работала в СОШ № 3г. Белая Калитва, в МБОУ Нижнепоповская ООШ работает с 1 сентября 2011г

Использование ИКТ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении

 
    
Большие возможности для внутренней дифференциации дает использование ИКТ в организации учебно-воспитательного  процесса. К внутренней дифференциации мы относим гибкие, мягкие, ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с первых шагов в школе на уроке. Для этого в его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие  ученику выбирать удобные, интересные ему типы заданий, содержание учебного материала, а также форму его выражения.
      Использование ИКТ на уроках русского языка дает учителю большие возможности. За небольшой промежуток времени  (урок – 45 минут) учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические. ИКТ можно  использовать на уроках – зачетах, уроках – практикумах.
      Дифференцированный подход на этих уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует
из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального  его развития.
       Групповой формой деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учеников, если:
•перед типологическими группами одновременно поставлена некоторая учебная цель;
•задания могут быть, как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы;
•групповая форма деятельности реализует отношение “учитель – группа – ученик”;
•степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит за работой групп, помогает консультантам осуществлять  руководство в группе;
•группы представляют творческий отчет о проделанной работе.

        Индивидуальной формой деятельности является такой способ организации работы, когда:
•перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель, как сугубо индивидуальная личная цель деятельности;
•дифференцированные задания осуществляются с учетом принадлежности учащихся к группам А, В, С и Д;
•выполнение задания осуществляет каждый ученик самостоятельно;
•отдельным учащимся оказывается особая помощь;
•подводятся итоги деятельности каждого ученика.

         Реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы, названные условно А, В, С и Д. В группу “А” входят учащиеся, знающие сверх программы, в “В” – с хорошим уровнем знаний и умений, в “С” – с минимальным уровнем знаний и умений, в “Д” – не достигших минимального уровня.
       С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели.  С учащимися групп “А” и “В”:
•расширение и углубление знаний по данной теме;
•развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли русского языка в жизни;
•доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “С”:
•создание соответствующих условий для ликвидации пробелов в знаниях, актуализация знаний для успешного усвоения нового материала;
•развитие и закрепление интереса к русскому языку и учебной деятельности;
•формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданием;
•доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися группы “Д”:
•ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
•развитие навыков и умений осуществлять самостоятельно деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал;
•доведение учащихся до минимального уровня знаний и способов деятельности.

      Одним из способов включения слабых учащихся в продуктивную учебную деятельность является использование дозированной помощи, разработанной в рамках исследования по коррекционной педагогике. Выделено три основных вида такой помощи:
•стимулирующая помощь: заключается в дополнительном побуждении к деятельности или поиску допущенной ошибки;
•направляющая помощь: заключается в обозначении тех знаний, которые необходимо активизировать для выполнения задания;
•обучающая помощь – учитель подробно разбирает вместе с учеником весь ход рассуждения, необходимый для выполнения задания.

      Дозированная помощь включается в текст самого задания (в качестве вспомогательных средств используются схемы, чертежи, начало выполнения задания и т.д.) Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания  материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению  задания. Для проведения уроков – зачетов, уроков – практикумов с использованием ИКТ класс делится на 2-3 группы. В каждой группе выбирается консультант. Время работы в каждой группе 10–12 минут.
       1 группа работает на персональных компьютерах, выполняя задания теста. (индивидуальная дифференцированная работа). Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень сложности теста (тест разработан в двух уровнях сложности: 1 уровень –  основной, 2 уровень повышенной сложности).Перспектива: к концу изучения темы учащиеся групп “В” и “С” могут выбрать тест  повышенной сложности и проверить свои знания по данной теме. Вследствие этого:
•повышается интерес учащихся к изучаемому предмету русский язык;
•стремление выполнить задания сложного уровня.

      Консультанты вносят в протоколы оценки, которые получили ученики группы за тест, индивидуальные карточки, за работу в творческой лаборатории.
      2 группа работает по индивидуальным карточкам (индивидуальная дифференцированная работа). Здесь учащимся тоже  предоставляется возможность выбора задания. Выбрав карточку основного уровня и справившись с ней, ученик может взять  карточку повышенной сложности, требующей нестандартного подхода для ее выполнения.Таким образом, каждый продвигается вперед индивидуально, в своем собственном темпе.
       Работа с тестом и индивидуальными карточками способствует развитию самостоятельности учащихся, формирует чувство  ответственности. Ребятам дается возможность решить проблему, не прибегая к помощи учителя и одноклассников.
       3 группа работает в творческой лаборатории (групповая дифференцированная работа).
     Работа в группе способствует развитию и формированию у учащихся моральных и нравственных качеств личности. Школьники учатся не только выслушивать мнения своих товарищей, но и находить общее решение проблемы. Учащиеся при работе над творческим заданием учатся высказывать свое мнение (идет развитие устной связной речи). А так как творческую работу надо оформить  письменно (и развитие письменной речи).
      В конце урока группы отчитываются перед всем классом. При оценке творческих работ учитывается грамотное оформление  работы, соответствие работы предложенному заданию, выразительное чтение. По окончанию работы группы меняются заданиями  (учащиеся 1 группы теперь в течение 10 – 12 минут работают по индивидуальным карточкам, учащиеся 2 группы работают в  творческой лаборатории, учащиеся 3 группы на персональных компьютерах и т.д.)
       Использование ИКТ на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся  проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть  программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.  Правильная организация  уроков с использованием ИКТ требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом  условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный  подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ  процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора  учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию  содержания обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное обучение становится катализатором передовой  педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого, способного реализовать свои собственные, в том числе  и образовательные проекты и стремящегося к самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
     Таким образом, использование ИКТ на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную  ответственность за результат.

И далёкое становится близким (15.04.20)
Дистанционное обучение

    Учитель русского языка и литературы Ирина Игоревна ЛомоваС 6 апреля школы России перешли на дистанционный формат обучения из-за пандемии коронавируса. Прошло немногим более недели, и есть уже первые оценки качества этого процесса. Один из них, проведённый среди родителей 11-классников, показывает, что четверть опрошенных родителей крайне негативно оценили нынешнее дистанционное обучение, отметив, что оно плохо организовано. При этом 60% респондентов нравится то, как учебные заведения смогли это сделать, несмотря на некоторые недостатки существующей системы. Родители назвали отрицательными сторонами удаленного формата ухудшение качества обучения – 65%, отсутствие удобной платформы – 50%, а также перекладывание ответственности на родителей за процесс обучения – 45%. Еще около 38% опрошенных заявили, что им некогда заниматься уроками из-за работы, 34% рассказали, что не могут понять инструкции по выполнению заданий, 30% респондентов объяснили, что у них нет ноутбука или компьютера, а 42% отметили, что некоторые семьи в данной ситуации государство и органы соцзащиты должны обеспечить компьютерами, что, в общем-то, вполне логично. Среди плюсов домашнего обучения родители назвали меньший риск заболеть (56%), удобный график (39%), питание домашней едой (34%) и привитие самостоятельности (34%). Об этом опросе сообщило ТАСС.
    А как проводится обучение в Нижнепоповской школе? Вот что рассказала учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории Ирина Игоревна Ломова, работающая в пятом, седьмом  и восьмом классах. «Провожу дистанционное обучение с применением мессенджера WhatsApp, а также материалов сайта «Решу ВПР, Гущин». Печатные учебные пособия используются те же, что и обычно.
    Уроки проводятся в соответствии с планом и по расписанию. Объяснение материала осуществляется в режиме голосовых сообщений и с помощью видеосвязи, как в режиме конференции, так и индивидуально. Отчеты о выполнении заданий по каждой работе тоже принимаются  с помощью WhatsApp. Это что касается уроков русского языка. Задания по литературе записываются в голосовой почте, ученики присылают фотоотчет по каждой работе. Стихотворения, прочитанные по памяти, записываются в виде видеороликов и также пересылаются по WhatsApp. Обратная связь обеспечивается также посредством голосовой почты и этого же мессенджера.
    Не выходят на связь одна пятиклассница и одна восьмиклассница – из-за отсутствия компьютеров и подключения к Интернет. Классные руководители поставили в известность родителей этих учениц. Выполненные работы по окончании дистанционного обучения будут сданы учителю. Все  полученные оценки выставляются в электронный журнал.
    Надо отметить, что у школы в прошлом был опыт организации дистанционного обучения математике одного из школьников по медицинским показаниям. По его собственному выбору, часть занятий проводились с помощью мессенджера Скайп. Ученик успешно окончил школу и сейчас учится в техникуме.   Ещё мнения родителей

Про Скалозуба, Акакия Башмачкина и кукиш (26.11.19)
Сны мои вещие

   Ну, приснится же такое!  Я знаю Ирину Игоревну Ломову очень давно. Сначала со слов её супруга Юрия Васильевича – сотрудника архитектурного отдела, с которым когда-то учился в Ростовской партшколе, а потом узнал и воочию, когда в 2012 году я пригласил её работать в Нижнепоповскую школу, где был директором. Преподавая русский язык и литературу, И.И. Ломова сразу же показала себя надёжным профессионалом и общительным, доброжелательным человеком. Но, в то же время, ей всегда была присуща принципиальность и нетерпимость ко всяким проявлениям несправедливости, безответственности и высокомерной глупости. Всегда прекрасно выглядящая, со вкусом одетая и уверенная в себе, в таких случаях она порой реагировала резко и бескомпромиссно. Тут, как говорится, ей палец в рот не клади. Ну, что делать, любой профессионал – это личность, с которой надо считаться. Посредственность же обычно покладиста и готова к услугам, чем бывает весьма удобна для такого же посредственного руководства.
     Не так давно мы недолго общались на празднике 120-летия школы, и вдруг этот учитель, много лет работавшая в городской школе № 3, явилась мне во сне. Кто знает, к чему снятся учителя русского языка и литературы?
      Да ведь не просто приснилась, а явилась как действующее лицо сценки с участием литературных героев, хорошо мне знакомых. И вижу я, представьте, заседает какая-то мутная комиссия под председательством полковника Скалозуба из «Горе от ума». Витийствует, поучая учителя высшей категории, гоголевский переписчик бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин, изгнанный, вроде, из какой-то школы. Аттестовали его авансом, как соответствующего занимаемой должности, а он никак не мог начать соответствовать – вот и толкнули Акакича на выход. Тут же присутствует, одобряя Акакия и поощрительно улыбаясь внушительному Скалозубу, купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова с нелепым цветком в волосах. Ну и еще, туманно видится мне, ютятся поодаль бабушка с обильно напудренной внучкой своей Красной Шапочкой. Обе, судя по виду, готовы принять любой поворот начальственной воли.
     Скалозуб с важным видом Осла, задумавшего сыграть квартет, время от времени вставляет в акакиевский спич фразочки про то, что «лучше вам написать заявление по собственному желанию, а то я… прокуратуру, да я… участкового… да княгиню Марью Алексевну…»  Он не договорил, ибо тут случилось невероятное. Уважаемая учитель, паче чаяния, свернула внушительную дулю и грациозно поднесла её прямо к чуткому носу Скалозуба. Немая сцена в лучших традициях Станиславского, Немировича-Данченко и Галины Волчек вместе взятых. Все опешили.
     Что было дальше, мне увидеть не удалось – проснулся. Бррр – вот приснится же такое. Какая-то комиссия «отца Денисия»... Нет, не может быть такой смешной комиссии на самом деле! Да и не могут все эти персонажи поучать учителя высшей категории. Конечно, не могут, такими специалистами дорожить надо! Но что-то это всё значит, не может же такой сон присниться просто так. А? Как вы думаете, друзья?  Вл. Лях

Ирина Игоревна Ломова - учитель школы №3 г. Белая Калитва  И.И. Ломова на репетиции выпускного экзамена. МБОУ Нижнепоповская ООШ, Май 2012г Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ. Открытый урок литературы. 2012г Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ. Открытый урок литературы. 2012г  Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ. Открытый урок литературы. 2012г  Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ на мероприятии, посвященном творчеству В.С. Высоцкого. 2013г  Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ. Школьный этап конкурса "Живая классика". 2017г  Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ на уроке  Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ на уроке.  Ирина Игоревна Ломова - учитель МБОУ Нижнепоповская ООШ. 

Читали «живую классику» (21.02.19)

     21 февраля ежегодно отмечается Международный день родного языка. В этот день в нашей школе состоялся школьный этап конкурса юных чтецов «Живая классика», в котором участвовали все изъявившие желание учащиеся 5 – 8 классов. Они читали  отрывки из произведений русской прозаической классики.
    Юные чтецы не только стремились к выразительности чтения, но и пытались перевоплотиться в героев выбранных ими произведений. Победителем стала шестиклассница Атанесян Диана, прочитавшая стихотворение в прозе «Воробей» И.С. Тургенева, двухсотлетие со дня рождения которого культурная общественность отметила в 2018 году. Диану подготовила учитель Ирина Игоревна Ломова.
    Призерами школьного этапа конкурса стали также Рудяшкина Анна (6 класс, К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», учитель Ломова И.И.) и Крылов Артем (5 класс, «Мальчик со шпагой» Владислава Крапивина, учитель Кудинова Л.В.). Эти ребята будут представлять Нижнепоповскую школу на муниципальном этапе конкурса, который состоится в марте.

      Участники школьного тура Всероссийского конкурса "Живая классика". 21.02.2019г  Победитель и призёры школьного тура Всероссийского конкурса  "Живая классика" в Нижнепоповской школе. 21.02.2019г

*****

На открытом уроке литературы в 6 классе по теме "У каждой собаки своя судьба".    На открытом уроке литературы в 6 классе по теме "У каждой собаки своя судьба"   Благодарственное письмо И.И. Ломовой за подготовку участников конкурса ДНР "Г.Я. Седов. Цель - Полюс". 2015г   Урок литературы - презентация книги Владимира Ляха "Мои причалы", май 2016г   Итоговое собеседование по русскому языку в Нижнепоповской школе. 13.04.2018г  Коллеги поздравляют И.И. Ломову с юбилеем. 14.09.2018г  Юбилей И.И. Ломовой. Н.В. Крайнова, Ф.П. Бабичева, И.И. Ломова, Н.И. Прохорова, В.И. Кучерова. 14.10.2018г  Юбилей И.И. Ломовой.В.И. Кучерова, И.И. Ломова, Ф.П. Бабичева. 14.10.2018г 

1-2. На открытом уроке литературы в 6 классе по теме "У каждой собаки своя судьба" 7 декабря 2012г; 3. Благодарственное письмо И.И. Ломовой за подготовку участников конкурса ДНР "Г.Я. Седов. Цель - Полюс". 2015г; 4. Урок литературы - презентация книги Владимира Ляха "Мои причалы", май 2016г; 5. Итоговое собеседование по русскому языку в Нижнепоповской школе. 13.04.2018г; 6. Коллеги поздравляют И.И. Ломову с юбилеем. 14.09.2018г

Репетиция экзамена (10.03.17)

    "Тяжело в ученье - легко в бою",- кто не знает этих слов легендарного российского полководца?! Ну, а поскольку главный "бой" для выпускников этого года - сдача государственных экзаменов, то именно подготовка к ним стоит сейчас на повестке дня. Сделано в этом направлении немало: проведены собрания, изучены нормативные и инструктивные материалы, планомерно повторяется пройденный материал. Но важны также и конкретные навыки работы с бланками ответов, психологическая готовность выдержать почти четырехчасовой экзаменационный марафон. Именно с этой целью проводятся репетиции экзамена в условиях, так сказать, приближенных к "боевым". Такое мероприятие провела 10 марта учитель русского языка и литературы И.И. Ломова. Все было по-серьёзному: список на двери, выдача вариантов, паспорта, бланки и т.п.. Результаты экзамена помогли наметить направления дальнейшей работы по устранению пробелов в знаниях, выработке индивидуальной тактики сдачи экзамена для каждого выпускника. План подготовки к ГИА-2017 предусматривает репетиции и по другим экзаменам, которые предстоит  сдавать нынешним девятиклассникам.

 

 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. Работу выполняет Данил Ходжашев. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. Работу выполняет Денис Трегубов. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. Работу выполняет Вадим Скрипко. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. Работу выполняет Андрей Терехов. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. Обращение директора школы Лях В.П.. 10.03.17 Репетиция ГИА-2017 в Нижнепоповской школе. Список учащихся в аудитории. 10.03.17

 

Кадры   РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ОБМЕН ОПЫТОМ    Сайт И.И. Ломовой     Рабочие листы дистанционного обучения (6-30 апреля 2020г)

 
  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ
  
Новости
Мат.база школы
Гостевая книга
 

120-летний юбилей Нижнепоповской школы. В кабинете русского языка: Ирина Игоревна Ломова, Владимир Петрович Лях, Людмила Владимировна Кудинова. 15.10.2019г

120-летний юбилей Нижнепоповской школы. В кабинете русского языка: Ирина Игоревна Ломова, Владимир Петрович Лях, Людмила Владимировна Кудинова. 15.10.2019г

И.И. Ломова на рабочем месте

И.И. Ломова на рабочем месте

Индивидуальный подход к каждому ученику - это важно

Индивидуальный подход к каждому ученику - это важно

Классная доска  используется на всех этапах урока

Классная доска используется на всех этапах урока

На открытом уроке русского языка

На открытом уроке русского языка

Ломова Ирина Игоревна "Последний звонок", 25.05.2012г

Ломова Ирина Игоревна "Последний звонок", 25.05.2012г

Учителя школы на празднике последнего звонка 25.05.2012г

Учителя школы на празднике последнего звонка 25.05.2012г

На экзамене по русскому языку в традиционной форме 30.05.2012г

На экзамене по русскому языку в традиционной форме 30.05.2012г

И.И. Ломова и директор филиала ЮРГТУ(НПИ) Л.А. Обозная после открытого урока

И.И. Ломова и директор филиала ЮРГТУ (НПИ) Л.А. Обозная после открытого урока

Выпускники Нижнепоповской школы перед экзаменом по русскому языку во дворе СОШ №3, где размещается ТЭК. 03.06.2016г

Выпускники Нижнепоповской школы перед экзаменом по русскому языку во дворе СОШ № 3, где размещается ТЭК. 03.06.2016 г

Учитель русского языка и литературы Нижнепоповской школы И.И. Ломова на репетиции экзамена ГИА-2017. 10 марта 2017г

Учитель русского языка и литературы Нижнепоповской школы И.И. Ломова на репетиции экзамена ГИА-2017. 10 марта 2017г

 

                        Главная    История     Музей    Кадры Программы    Методика      Кружки     Информатика     Фотогалерея    Новости    Гостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.