Спасибо, что конца урокам нет...


ГлавнаяИсторияМузейКадрыПрограммыМетодикаКружки ИнформатикаФотогалереяНовости

  
Новости
Мат.база школы
Гостевая книга
 
 
 

 "Уважение к прошлому - вот черта, отделяющая образованность от дикости". А.С. Пушкин.

"Уважение к прошлому - вот черта, отделяющая образованность от дикости". А.С. Пушкин.

Большинство фотографий на странице выполнены студией фотографики "Фотон" в г. Белая Калитва

Логотип студии "Фотон" в г. Белая Калитва,  ул. Театральная, д. 8/1 Электронная почта:  foton.bk@mail.ru

Валентина Валерьевна Шемет, мастер фотографики (студия "Фотон" г. Белая Калитва)

Ученица 4 класса Кучерова Валя, 2006г

Шемет (Кучерова) Валентина в школьные годы. 2009 год

Одна из анимаций в формате gif, выполненных Валентиной Кучеровой во время учёбы в школе. 2009г

Образцы сувенирной продукции студии фотографики "Фотон" в г. Белая Калитва

Благодарность студии фотографики "Фотон" в г. Белая Калитва. 15.10.2019г

ИСТОРИЯ НИЖНЕПОПОВСКОЙ  ШКОЛЫ,    страница 5

Праздник в честь 120-ЛЕТИЯ  ШКОЛЫ  (продолжение юбилейной страницы)

Юбилей 120 лет. Это много или нет?   продолжение

          120 лет! С юбилеем, любимая школа!После окончания официальной части праздника была предоставлена возможность выступить некоторым участникам. В частности, выступила выпускница далёкого 1953 года Анна Александровна Мурзина. «Мы - дети военных лет. Из книг, кинофильмов можно узнать, что принесла нам война. Полную разруху, голод, да ещё почти каждая в хуторе семья кого-то потеряла. Очень тяжело было в послевоенное время. И всё-таки в 1946 году мы пошли в школу, хотя не было книг, тетрадей, даже ручек, писали, в основном на газетах. Школа была в хуторе Верхнепоповском. И, хотя это были три дома, но для нас это всегда было, есть и будет самое родное место. Уже нет тех домов, всё равно это место не забывается, родней его нет. Чем старше мы становимся, тем больней это всплывает в памяти. Очень тогда хотелось учиться. Своих учителей мы любили, они нам заменили матерей и отцов, школа была для нас вторым домом. Сегодня наших учителей никого нет, все они ушли в иной мир, мы, пока будем жить, всегда будем их помнить. Они нас научили любить, уважать людей, ценить жизнь. Им тоже тогда жилось очень тяжело. Все: и мы, и они были полуголодными, полураздетыми, и всё равно детство было – самое лучшее время.
     Помню первую послевоенную ёлку, давали подарки, конфеты (карамельные «подушечки» с повидлом), от радости все плакали. Каждый что-то получил. А так как наш отец погиб, я получила ботинки, одевала их только в школу, берегла. Конечно, сейчас современные дети могут не поверить, что так было, но наше поколение всё это прошло и испытало, всего просто нельзя описать. Но хочу сказать, что нас, детей было очень много после войны и ходили в один класс дети разного года рождения, это не мешало в учёбе. Классы были «а», «б», «в», «г» и так до 7 класса, ведь тогда была семилетка.
    Сегодняшним ученикам я желаю: цените время, пока вы в школе, это никогда не повторится, потом будут только воспоминания. Уважайте своих учителей. Когда приходите в класс, вы ничего не знаете, а когда уходите в большую жизнь – вы становитесь грамотными, эрудированными и это – заслуга учителей, они вас ведут в мир знаний все 9 лет. Большое им спасибо. Вы это поймёте, когда пройдёт много лет». Своё выступление А.А. Мурзина завершила стихотворными строчками собственного сочинения.
     Выступил также экс-директор школы, руководивший ею с 1979 года по 2018-й, член Союза писателей России Владимир Петрович Лях. В частности, он сказал: «Сегодня мы отмечаем 120 лет Нижнепоповской школы, из этой внушительной череды лет третья часть – моя. Сорок три года, таков мой стаж на единственном месте работы – в этой школе. Тридцать девять лет из них – директором.
     В годы своей работы я никогда не добивался авторитета иначе, чем с помощью компетентности, уровня подготовки, реальной работы по своему предмету. Проводил открытые уроки, публиковал статьи на педагогические темы в печати, показывал,  как нужно обращаться с современной техникой, выступал на педсоветах, совещаниях, дважды побывал на Всесоюзных съездах. В одном случае в результате выборов, а в другом – по приглашению редакции журнала «Физика в школе». И все современные идеи, решения, приёмы и методы внедрялись в практику работы школы. И еще, очень много мне приходилось делать своими руками не в теории, а на самой что ни на есть практике, и, надо заметить, сделанное и по сей день живёт в стенах школы. 
     Система образования должна развиваться и дальше, школа должна становиться лучше и лучше, отвечая на социальный заказ общества – это как раз та цель, ради которой только и стоило провести этот замечательный праздник. Чтобы уверенно  смотреть в будущее, нужно хорошо знать историю, ибо ничего нельзя построить на пустом месте. И для успеха необходимы два главных условия: квалифицированное, умное и деятельное руководство и коллектив, объединённый единой программой развития. Нет коллектива - нет и развития. И я желаю коллективу школы достижения высоких стандартов обучения и воспитания молодёжи, а также много радости и от профессиональных успехов, и от должной оценки труда учителей со стороны власти и общества».
      После краткого рассказа о приоритетах школы в период его работы, В.П. Лях прочитал два стихотворения. Одно – о старой школе, размещавшейся в хуторе Верхний Попов, а второе – о нынешней. Оно называется «Вальс выпускников», и много раз исполнялось на выпускных вечерах и праздниках последнего звонка.

 

120-летие Нижнепоповской школы. Выступает выпускница 1953 года Анна Александровна Мурзина. 15.10.2019г  Автограф стихотворения Анны Александровны Мурзиной о школе. 2009 год.  120-летие Нижнепоповской школы. Выступает экс-директор школы, руководивший школой с 1976 по 2018 год, Владимир Петрович Лях. 15.10.2019г  120-летие Нижнепоповской школы. Свои стихи читает экс-директор школы, руководивший школой с 1976 по 2018 год, Владимир Петрович Лях. 15.10.2019г

     
    На экране прошёл видеофильм, где фотографии прошлых лет, интервью с жителями хутора сменялись кадрами современного бытия школы. На смену статичной фотографии приходит динамичное, гораздо более информативное видео, и это замечательно. Но вот фильм закончился, и в работу снова включились ведущие.
    Когда-то я, принимая их на работу, не ошибся, и теперь эти педагоги в полной мере раскрыли свои таланты на пользу учащихся школы. Без Анастасии Геннадьевны Бойцовой, потомственной казачки, трудно представить теперь работу по казачьему направлению. Стоит посмотреть, как она фланкирует шашкой! Да и вообще, Анастасия Геннадьевна – человек инициативный, ответственный, переживающий за дело, а не только за свой личный успех. Не случайно А.Г. Бойцову   хорошо знают в районе, и её не раз уже «сватали» в другие школы.
    Ольга Валентина Генералова поначалу непросто адаптировалась к сельской малокомплектной школе, хуторскому быту – раньше она работала в вузе. Но творческий человек всегда найдёт себе применение. Её ученики сразу же обнаружили таланты к изобразительному искусству, и секрет этого был прост: сама Ольга Валентиновна рисует, фотографирует, снимает видео и вообще – она творческий человек, и это очень важно! Она не говорит об этом, но всё равно – талант не скроешь. О.В. Генералова по настроению, как она говорит, пишет стихи. Например, такие:
С днём учителя!
Вас поздравляю с праздником, друзья!
В работе вашей – жизни лейтмотив.
И важен он, как песня соловья,
И нет ему ни в чем альтернатив.
Пусть даже принимая валидол,
Ругая мир, что так несправедлив,
Вы верите, что меньшее из зол –
С надеждой ждать у берега прилив.
И пусть иссохла стылая земля,
И не цветы на ней, а только соль,
На горизонте точку корабля
Увидите, как некогда Ассоль.


    Ну, вот и всё. Ведущие подводят черту под официальной частью праздника, благодарят всех за участие. Очередной юбилей школы состоялся. Участники, однако, не расходятся. Люди общаются, то и дело образуются группки для фотографирования, кто-то рассматривает фотографии на большом баннере «Поздравляем, школа!», отражающим прошлое и настоящее учреждения. Среди участников, рассматривающих фотографии, вижу белокалитвинского поэта Виктора Минеева, но поговорить нам не дают – подходят Сергей Анатольевич Буценко, в своё время преподававший в школе физкультуру, а позже – техноогию и ОБЖ и его супруга Олеся Васильевна  – тренер и учитель физкультуры. Виктор Минеев – это дядя Олеси Васильевны, и они отходят в сторонку, чтобы сфотографироваться на память. А потом фотографируется целая учительская династия: Нина Михайловна Буценко, её сын Сергей Анатольевич и его жена Олеся Васильевна. Ну и мы тоже фотографируемся с Валентиной Ивановной Кучеровой и Фиранией Павловной Бабичевой, к нам присоединяется Ирина Николаевна Клёнова, много лет бывшая председателем школьного родительского комитета.
      Между тем людей в зале остается всё меньше и меньше. Для фотографирования на общее фото, вопреки ожиданиям, никого не зовут, видимо это не предусмотрено программой праздника. Ну, а вообще, не лишним было бы появиться перед людьми, неравнодушными к судьбе школы, а именно такие и собрались на праздник, тем, кто пришел сюда работать в начале текущего учебного года. По сути дела, у руководителя школы есть только один инструмент для эффективной работы – это педагогический коллектив, и в нём не должно быть тех, кого иронично называют "урокодателями". Именно поэтому мы в годы своей работы всегда уделяли сплочённости коллектива, нацеленности его на единые задачи максимум внимания. Приятно было слышать от коллег, что у нас был дружный коллектив - именно так это и было. И мы всегда считали это  одной из основных наших ценностей.
     Под музыку, что всё ещё звучит, мы покидаем спортивный зал через пожарный выход – так ближе.  Когда мы уже вышли со школьного двора Анастасия Геннадьевна, открывая дверь своего «Матиза», спросила, понравилось ли нам? - Конечно!- ответили мы в один голос, и это было искренне. Как может не понравиться встреча с теми, с кем столько пройдено, создано и достигнуто, с кем делили поровну победы и поражения! До свидания, школа! До новых встреч и  новых свершений!
 

  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. В помещении первого класса В.А. Ковалёв, учитель В.И. Кучерова и выпускницы школы. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. В кабинете русского языка: Ирина Игоревна Ломова, Владимир Петрович Лях, Людмила Владимировна Кудинова. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Фото на память: Валентина Ивановна Кучерова, Алла Павловна и Владимир Петрович Лях, Ирина Николаевна Клёнова, Фирания Павловна Бабичева. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Учительская династия: Олеся Васильевна, Сергей Анатольевич, Нина Михайловна Буценко. Слева - её внук Михаил Буценко. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Олеся Васильевна Буценко, белокалитвинский поэт Виктор Николаевич Минеев и Сергей Анатольевич Буценко. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Нина Михайловна Буценко и Татьяна Николаевна Яковенко. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Учитель Беликова Валентина Алексеевна и художественный руководитель ДК Елена Абатурова. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Библиотекарь Галина Васильевна Кравцова, Татьяна Николаевна Яковенко и Владимир Иванович Писков. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Библиотекарь Галина Васильевна Кравцова, Татьяна Николаевна Яковенко и выпускница школы. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Павел Ивашков, Галина Васильевна Кравцова и Ирина Ивановна Пигарева. 15.10.2019г

120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Три поколения одной семьи. Елена Абатурова, Алина Терехова, Ирина Ивановна Пигарева. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Фирания Павловна Бабичева, Алина Денисовна Терехова, Валентина Ивановна Кучерова. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Мать и дочь Тереховы: Антонина и Светлана Михайловна. 15.10.2019г  120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Официальная часть праздника завершилась. 15.10.2019г 120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Официальная часть праздника завершилась. 15.10.2019г

 К началу юбилейной страницы

      Показательное выступление ансамбля мажореток-барабанщиц "Золотые эполеты"     120-летний юбилей Нижнепоповской школы. Эпизод награждения      Казачья песня и фланкировка шашками        Выступает В.П. Лях. Фрагмент выступления                                     

Яблоневый сад при школе – воспоминание о будущем (5.12.20)

     Об этих фотографиях, где запечатлена учитель русского языка и литературы и классный руководитель В.В. Лазарева со своими воспитанниками, говорилось ранее, но сейчас речь пойдёт о другом. Мы поговорим о месте, на котором сделаны снимки. А сделаны они на фоне яблоневого сада перед зданием школы. Почему я об этом говорю? Ну, хотя бы потому, что это - история школы, однако дело не только в этом.
     Когда я уже ушел из школы, в районной газете как-то мельком прочитал о планах нового руководства разбить около школы яблоневый сад. К этому времени меня уже ничего не удивляло, но все-таки мелькнула мысль: ну почему было не поговорить с теми, кто работал ранее?! Почему не понять для себя, чем жила школа, почему не посоветоваться?!
     Яблони были посажены перед школой еще при моём предшественнике – Афанасии Григорьевиче Казменкове, но со временем деревья старели, и мы на месте некоторых стали сажать абрикосы. Пробовали высаживать вишни и сливы, но от этого пришлось отказаться из-за корневой поросли, осложнявшей прополку сада. Проблема была еще и в том, что на яблонях бывали полчища гусениц, а обработать рослые деревья было сложно, хотя несколько раз я их обрабатывал собственным опрыскивателем. Но дело еще и в том, что яблоки ели дети, и это не могло не беспокомить.
      Много лет у школы был пришкольный участок в балке, прямо напротив школы. Он был, как и школьный двор, обсажен по периметру пирамидальными тополями, называемыми по-местному раинами. Часть этих тополей сохранилась и поныне. Участок был огорожен деревянным частоколом. Каждую весну под руководством учителя химии и биологии Р.Г. Соловьёвой, там сажали картофель, томаты, огурцы, кукурузу, горох, просо, но главной культурой была тыква. Урожай этой культуры сдавали в колхоз, за что получали какие-то деньги, расходовавшиеся на школьные праздники. Попутно замечу, что сдавали в колхоз еще и сибирьковые веники, изготовленные нашими учениками – это тоже приносило скромный, но всё-таки доход. Кстати, покосившийся деревянный сарай за школьным забором в 1960-е годы служил для разведения кроликов, но это было еще до нашего прихода в школу.
     В 1990-е годы, когда население в значительной мере осталось без средств к существованию, пришкольный участок население стало буквально грабить. Пользуясь тем, что сторожей в те годы не было, да они бы и не уследили за балкой, лихие людишки выкапывали картошку, собирали помидоры, ломали кукурузные початки и т.д. Дело дошло до того, что стали растаскивать на дрова забор. В общем, с участком в балке пришлось распрощаться.
     Вот тогда и пришла мысль разбить участок на половине сада. Деревья понемногу корчевали, и земля освобождалась. В это же время отдел образования стал настойчиво пропагандировать школьные дендрарии, то есть коллекции растений. Участь второй половины сада была, таким образом, тоже решена. Правда, дендрарий как-то не особенно прижился, а потом это новшество и вообще, как это у нас бывает, утратило актуальность.
     Стоит заметить, что наш пришкольный учебно-опытный участок, которым заведовали на новом месте двое – учитель биологии В.И. Кучерова и учитель технологии В.И. Писков, занимал призовые места в районном конкурсе. Учитель технологии обеспечивал проведение трудоёмких подготовительных работ: обработку почвы, обрезку и раскорчёвку деревьев и кустарников и т.п., а учитель биологии занималась работами по своему профилю: закладывала опыты, организовывала заготовку семян, поведение посевных и уходных работ, высадку цветов, подкормку птиц.
     Вдоль здания школы был ряд конских каштанов и катальп, которые пришлось удалить, поскольку они стали затемнять окна, и освещенность в классах была ниже нормы. Это приводило к необходимости включать лампы, что вызывало перерасход электроэнергии, за который порой  приходилось писать объяснительные. Да и для зрения школьников такой режим освещения был не очень полезен. Потом я увидел, что на том же месте опять сажают деревья, купленные на деньги родителей. Как говорится, с энтузиазмом наступают на прежние грабли. И причина та же самая – высокомерие по отношению к предшествующему опыту и истории школы. Что делать, невежество почти всегда бывает самоуверенным.
     Со стороны двора вдоль здания были большие кусты дикой смородины, которые мы ежегодно подстригали, чтобы они не затеняли окна. В ходе капитального ремонта смородину строители убрали, больше ее уже не сажали. Потом новое руководство и в этом месте посадило деревья, неизвестно, с какой целью. Скорее всего, без всякой цели и идеи.
     А на фото, с которых мы начали разговор, как раз и изображен яблоневый сад – там часто фотографировались участники школьных торжеств. На одной из фотографий видна беседка. Всего их было две, сварил их ветеран войны Василий Степанович Ганощенко с моей помощью. На скамейках в этих беседках любили сидеть ученики. Но потом, в годы «демократизации», эти уютные скамейки облюбовали любители выпить. Они нещадно мусорили, ломали металлические конструкции, и беседки пришлось убрать, как и несколько скамеек во дворе.
     Напротив торца здания мастерских был так называемый «зелёный класс» – большая беседка, увитая плющом, там был стол и скамейки по обе стороны. Иногда там проходили уроки, в беседке проводили инструктажи учителя физкультуры. И этот «зеленый класс» тоже, в результате деятельности вандалов, а также из-за помех строителям пришлось убрать.
     А вообще, озеленением и благоустройством двора мы занимались постоянно, и делалось в этом направлении очень много. Географическая площадка, спортивная трапеция, спортивные снаряды, капитальное ограждение и т.д. Двор и сад были радиофицированы, и идущих на занятия учеников встречала музыка. На переменах в здании и во дворе тоже работал школьный радиоузел. Вот такова, вкратце, история «яблоневого сада».  В.Лях

Учитель русского языка и литературы В.В. Лазарева с выпускницами на фоне школьного яблоневого сада С выпускным классом в день Последнего звонка учителя В.В. Лазарева (справа) и И.А. Самоходкина - слева, на фоне школьного яблоневого сада  Август 1977 год. Стоят слева направо: Кравцова Г.В., Ковыга Л.Т., Кнурева Л.Н., Казменкова Е.Т.,Буценко Н.М.,Купянская Е.,Другак Н., Лях А.П. Сидят: Лях В.П., Соловьева Р.Г.  Педагоги Нижнепоповской школы.  Слева направо: В.И. Писков,  Александра Фёдоровна Токарева, В.И. Кучерова, Л.Н. Кнурёва, Р.Г. Соловьёва, В.Н. Мурзина, Н.М. Буценко, А.П. Лях, директор школы В.П. Лях. Май 1990г  Коллектив школы на фоне яблонь школьного сада. 25 мая 1994г  

Страница  1,  2,  3,  4 5,  67       Назад       Новости

  НИЖНЕПОПОВСКАЯ ООШ  
 

                        Главная История МузейКадры ПрограммыМетодика Кружки Информатика  Фотогалерея   НовостиГостевая книга

                                              Copyright © Лях В.П.